После такого марафона по отсмотру и описанию конкурсных спектаклей, грешно было бы не положить вишенку на торт, то есть не убедиться лично, чем весь этот забег закончился.
Премии вручали в МАМТе вечером 18 апреля, а этим же днем я бежала в Стасик на занятия и обнаружила подготовку к церемонии. Как и при прямой трансляции вечера балетов Киллиана, Большая Дмитровка возле театра была заставлена трейлерами с телевизионным оборудованием, которые я на сей раз сняла.
Возле входа монтировали еще вот такую платформу, и я подумала, что наверное на ней будет символика мероприятия. Что в итоге оказалось - смотрите в конце.
На саму церемонию я просочилась в еще пустой зал, где на заднике неспешно делали прогон видео.
Иногда еще выходили ведущие, периодически показывались и пересекали сцену треугольноголовые существа, которые в этом году были - чуть не написала «тотемными животными»))) - символами премии.
Над всем этим летала камера на здоровенном кране, для операторов которого наверху бельэтажа был сооружен целый загон, интимно затянутый черной шторкой. Что интересно, софитов, направленных в зал, как в прошлый раз, теперь не было. Наверное, это зависит от необходимости выравнивать освещенность сцены - тогда там был балет и темно, и зал подсветили, а сейчас - на сцене не было такой контрастности, и обошлось.
Сама церемония была бесконечной - по программке я насчитала 40 номинаций. Начинали с блока музыкального театра и наши балетные были, слава богу, недалеко от начала: сначала шли пять номинаций «оперетта/мюзикл», потом - шесть наших, потом - еще шесть оперных, и за ними - еще премии разнообразным художникам спектаклей, среди которых музыкальные тоже начинали. Сценарий церемонии красочностью и разнообразием не отличался, сменялись пары ведущих, на задник проецировались имена, портреты и названия работ номинантов, по каждой номинации открывали конверт, победители выходили и благодарили, и так по кругу.
Итак - балетные результаты. Вручали Артем Овчаренко в непривычном вечернем костюме и Ольга Смирнова в голубом платье в пол.
Первая же номинация - лучшая женская роль в балете и современном танце - повергла меня в уныние. Дали Екатерине Крысановой за Катарину в «Укрощении Строптивой» Большого театра. Я писала об этом балете
здесь. Не то что я не люблю Катю, я вполне ее уважаю, и работа была добротная, но в этой номинации была Светлана Захарова с
феерической Маргаритой Готье, от которой все, кто ее видел, испытали катарсис. На мой взгляд, да и не только на мой, эта Маска просто обязана была уезжать Светлане, и заслуженно, этого настолько ожидали, что все просто опешили. Ей в противовес еще рассматривали Диану Вишневу с «
Гранями», тоже «тяжелая артиллерия», хотя зрительских симпатий особо не снискавшая. Я подозревала, что Укрощение отметят, но никак не думала, что именно в этой номинации.
Зато в следующей номинации - лучшая мужская роль - мои ожидания были вознаграждены. Маску получил Влад Лантратов за Петруччо - там же, куда я уже ссылалась, я писала, что он один мне в этом балете понравился. Но и кроме того, у Влада был очень удачный год, у него просто взлет идет сейчас, но для Маски нужен повод - и он счастливо представился. Влад произнес очень неформальную речь. Наряду с благодарностями родителям и всем, кому положено, он сказал: «Я благодарю Большой театр за двоих самых важных для меня людей - за моего преподавателя, с которым я вместе девять лет, и за мою любовь - Машу». Маша сидела в зале рядом, представляю, как ей было приятно. Еще в этом же ряду сидели Урин с супругой, Катя Крысанова и кто-то из команды «Укрощения Строптивой» - я не разглядела, кто именно. По идее, можно было сразу догадаться, что это и есть призеры, и не тянуть с интригой.
Лучшая работа дирижера - и меня она снова порадовала. Получил Павел Клиничев за «Цветоделику».
Я писала, что именно от его работы я пришла в восторг, и значит - не только я! Но самого маэстро не было, и вышли за наградой директор Екатеринбургского театра и постановщик спектакля Вячеслав Самодуров. Самодуров был в оранжевых штанах, сзади которых из-под пиджака болтались подтяжки, и излучал всяческое жизнелюбие. Штаны я узнала - он в них же неделей раньше выходил на поклоны после спектакля, а на следующий день был на встрече с критиками. Наверное - счастливые штаны.
Штанам ли приписывать следующий результат или есть тому другие причины - но Самодуров мог бы и не уходить со сцены - Маску за лучшую работы хореографа дали именно ему. Вот тут я разозлилась. То есть он, конечно, интересен и со своим узнаваемым стилем, но не настолько же, чтобы второй год подряд?.. Захарову, которая каждый год делает работы мирового уровня, они не отметили, а местный талант поощрили уже второй раз… Правда, в этой номинации было довольно скучно. Так как самые мощные спектакли сезона были переносами в наши театры старых балетов великих хореографов, которые априори под премию не попадают, то из конкурентоспособных работ оставались только тот же Майо с Укрощением, Каролин Карлсон с «Женщиной в комнате» для Дианы, и Анна Абалихина с «Экспонатом». Иностранцы - именитые, и им эта Маска, пожалуй, и не критична. Но если решили поощрить своего, то я бы однозначно выбрала Анну. Впрочем, я бы ее и из всего списка выбрала.
Анна, правда, тут же была поощрена - за лучший спектакль в жанре современного танца - «
Экспонат/Пробуждение». Но это было совершенно справедливо. Единственным фактором, который взывал некий напряг накануне, была «Белая Тьма» Михайловского театра, которую каким-то никому не понятным ветром занесло в номинацию современного танца из положенной ей просто балетной. Подозревались некие козни с целью компенсировать Миху прошлогоднюю обиду за «Ромео и Джульетту», выраженную господином Кехманом. Впрочем, у господина Кехмана теперь другие заботы…
А вот итоговая номинация - лучший спектакль в балете - была очень конкурентной. Здесь была великолепная «Дама с Камелиями», и где бы было еще отмечать этот спектакль, как не здесь. Кстати, я только сейчас подумала - а почему Влада номинировали за Укрощение, а не за Даму - там же гораздо интереснее было? Здесь была пронзительная «
Инфра» Мариинки, в которой тоже все сошлось. Здесь была пермская «Симфония в трех движениях» Баланчина - я сама ее не видела, но там даже на фото линии впечатляют, и отзывы отличные… Впрочем, интрига с Пермью разрешилась в опере и мюзикле - их «Королеву индейцев» и «8 женщин» так завалили наградами, что в Пермь с ними самолет не взлетит. Так что на балете отдохнули. Были еще «
Восковые Крылья» Стасика, «Одноактные балеты Ханса Ван Манена» Мариинки, и помянутая уже «Цветоделика», но эти три вещи я считаю послабее. И с ними наравне - «Укрощение Строптивой» Большого. Так ей премию и дали. Как-то странно видеть было триумф этого спектакля, хотя умом можно было бы и вычислить, что это явное поощрение эксклюзивной, не переносной, постановки маститого мирового хореографа, как тенденции. То есть, сам факт того, что в Большой залучили Майо, конечно, радует, но на мой взгляд - это реально не лучший спектакль сезона. Не дай бог, они в следующем году продолжат тренд «Гамлетом»… Не всякий эксклюзив заслуживает премии. Но - сделали, как сделали.
«Инфру», кстати, тоже не забыли - ей дали специальную премию жюри. Хоть так, все хлеб.
А мой любимый «Экспонат» еще получил Маску за работу художника по свету - но эта номинация включила в себя еще и видео, и компьютерную графику. Евгений Афонин и Сергей Васильев, получавшие премию, справедливо пожелали, чтобы мультимедийные эффекты в спектаклях развивались как направление и со временем выделились бы в отдельную номинацию.
Я еще подождала окончания художественных номинаций - они все уехали в оперу и оперетту. И к этому моменту стало окончательно ясно, что весь драматический и кукольный театр уже не высидеть, тем более, что я там почти ничего и не видела. Так что, я тихо смылась. А на обратном пути обнаружила, для чего монтировали стенд. Вот:
Показывать церемонию будут в воскресенье вечером по Культуре, но я собираюсь смотреть Грозного)))) Если успею приехать к шести.
Другие отзывы о театре Я
в Фейсбуке,
в Вконтакте,
в Твиттере и
в Инстаграме