Да, что-то я выпала из жизни... Весна наступила, голосование по февралю в резервации закрыли (а я не успела!!! рву волосы...), в Большом озадачились проблемой льготников-монетизаторов и спекулянтских сайтов, и вообще уже 8 марта вот-вот, а я где была - вообще не пойму... Вот один эпизод задокументировала - по линии Класса критики попала на еще один современный балет. Вообще, чувствую, кроме многострадальной Спящей Красавицы, за которую я мерзла пять часов, ничего из классики я до конца сезона не увижу. Мало того, что сама решила отойти от "блокбастеров", расширить кругозор, так тут еще мне так разнообразят программу, как я и не мечтала... Сплошные эксперименты.
Хотя именно в отношении данного опуса - балетом его назвать как-то не получается, но это не в негативном смысле - эксперимент оказался удачным. Незамысловатая современная вещичка сделана так органично, что собирает в кучу разобранный и хандрящий организм, встряхивает и заряжает энергией, как хороший массаж или час фитнеса. Небалетный эффект, да))) Для любителей "высокого" балетного штиля, в том числе и контемпа, я его не порекомендую, это все же какой-то другой жанр - ближе к клубной культуре или уличному театру, но за небольшие деньги провести час можно очень приятно. Если не смущает час бодрой техно-музыки. Еще бы они на другую площадку его перенесли - нафталин зала театра Пушкина там совсем не к месту. Ну а теперь - "классная" рецензия.
Рисунки неоном.
Энерджайзер - вот ощущение от спектакля. Если вы пришли на него, держа в голове клише «балет», наверное, вам понадобится пара минут на то, чтобы понять, что вряд ли тут что-то ему соответствует. Клуб? Цирк? Шоу? Гимнастический помост? Выставка авангардной живописи? Да, это все будет, гармонично сплетенное в единое действие, которое захватит и не отпустит на протяжении всех 50 минут. Это меньше, чем театр, это больше чем клуб. Это не вписывается в интерьер старого театрального зала, но это надо смотреть не между делом, а отдаваясь действию на сцене. Этот спектакль - плод работы команды, талантливой, совпавшей, чувствующей друг друга. Хореограф Надежда Сайдакова, художник-постановщик Елена Лукьянова, композитор Люк Слейтер и девять танцовщиков труппы «Балет Москва» создают общее пространство звука, света и движения, в котором каждый элемент находится на единственно верном месте, каждая нота имеет цвет, а каждый жест вытекает из музыки.
Музыка английского электронного музыканта и диджея Люка Слейтера - это самое неожиданное для заявки на балет техно. Она задает биение ритма, басы щедро выплескиваются в зал, но эффект от этого совсем не утомительный. Наоборот, в какой-то момент музыка окончательно захватывает и зовет двигаться. В чередовании быстрых и медленных темпов чувствуется диджейский опыт композитора. Он управляет энергией танцовщиков и зрителей, разгоняет и тормозит, позволяет разгореться протуберанцам, и тушит их успокаивающими прохладными волнами, ведет через спектакль, точно воздействуя на его динамику. Все 50 минут музыкального ряда по эффекту в итоге оказываются отлично сбалансированным диджейским сетом, призванным снять напряжение и вернуть энергию. И именно музыка является ядром действия, все остальные элементы нанизаны на нее, как бусины на нить.
Слова «просто двигайся под музыку» - наверное, могли бы быть девизом хореографа. Надежда Сайдакова, сама сделавшая прекрасную карьеру в балете, ныне ведущая танцовщица Staatsballett Berlin, похоже, просто отпустила свою фантазию и позволила телу интуитивно двигаться так, как диктует музыка. Каждый в своей жизни хоть раз танцевал и наверняка был сам себе хореографом - и для большинства нехитрый набор движений, впитанных еще в детстве на школьных вечеринках, зачастую потом так и оставался хореографическим арсеналом на всю жизнь. У профессиональных людей язык тела хранит в десятки и сотни раз больше слов, которыми они могут объясняться. Но некоторые танцовщики из этих слов могут сложить свое изысканное стихотворение, а некоторые могут только выучить и повторить стихи, написанные другими. Надежда Сайдакова к счастью, относится к первым.
Ее язык очень компилятивен. Забавно, но в нем поначалу видится много отсылов к гимнастике, девочкам даже хочется дать в руки традиционные ленты, мячи и булавы, а от мальчиков ждешь упражнений на коне. Впрочем, на сцене есть «обязательный предмет», общаться с которым приходится всем танцовщикам - огромный металлический треугольник. На нем, в нем, с ним задумано множество движений. Упражнения танцовщиков в треугольнике вызывают ассоциации с цирковыми шоу, где гимнасты вращаются внутри в эффектных позах, делают перевороты на его перекладинах, проскальзывают внутрь и наружу - здесь вокруг простейшего на первый взгляд предмета создана такая пластическая интрига, что он становится полноценным участником этого абстрактного действия. Кроме того, танцовщики то просто бегают, и кувыркаются, то девушки становятся на пальцы и поднимают ногу в алясгоне, а молодые люди внезапно выдают какой-нибудь элегантный прыжок. Элементы самых разных стилей сплетаются в один рисунок - и этот рисунок получается очень цельным и гармоничным. Они «просто танцуют под музыку». Хотя это и очень непросто.
И все это движение вписано в свето-цветовую графику Елены Лукьяновой. Елена - не только художник-сценограф, но и профессиональный дизайнер, что чувствуется в визуальном решении спектакля. Оно лаконичное и простое - но при этом чрезвычайно емкое. На сцене господствует уже упомянутый треугольник - огромная конструкция, которая поднимается, опускается, вращается, то делит пространство, то объединяет его, но все время держит действие вокруг себя. Танцовщики облачены в подобие гимнастической формы, что поначалу усиливает эффект спорта - девушки в стилизованных ярких неоновых купальниках, лишь графичные телесные вставки на которых заставляют позже поменять восприятие. Три яркие райские птички - неоново-желтая, бирюзовая и сиреневая, среди брутальных ребят в майках и спортивных брюках, лаконичной сине-фиолетово-стальной гаммы. Перемещения молодых людей - как создание глубины и несущей конструкции для картины, перемещения девушек - как росчерки неоном, особенно когда волей сценографа приглушается свет и цветовые акценты становятся особенно выразительными. Свет тоже идет за музыкой, так в почти полном мраке растягивает танцовщица на металлической конструкции ослепительно циановые ленты-рукава, изумительна гармония «водной» темы, когда под успокаивающую музыку вокруг девушки в бирюзовом пространство заливается голубым светом. Так художник дописывает картину, начатую композитором и хореографом.
Танцовщики прекрасно существуют в этой хореографии. Они тоже будто играют стилями, легко переходя от тяжелого перемещения треугольника к романтичным дуэтам, от классических линий к расслабленной пластике. Самое приятное - они подают танец с настроением, но без пафоса, когда надо - они предельно естественны. В чем-то даже это роднит их с уличным театром - пока кто-то на переднем плане выполняет сложное движение, остальные могут совершенно не держать позы, но так задумано, они рядом, они - команда, они все вместе создают действие. Именно этот эффект - всей командой созданного настроения - и остается в конце.
Единственное, что, пожалуй, тут было бы лишним - это попытки привязать к этому действию некий философский контекст или содержание. Даже название - и то слишком тяжеловесно для всего происходящего. Да, там есть легкие наброски сюжетов - сольные и дуэтные, дружеские и романтичные, есть намеки на отношения, но их настолько достаточно именно в виде намеков, что начать их объяснять и расшифровывать - это только прибить легкую эфемерную субстанцию бетонной плитой. Что такое «Эгопойнт»? Какая разница… Мы просто потанцевали с создателями спектакля, просто впустили в себя настроение и энергию. Просто с удовольствием под заводную музыку порисовали неоном.
_______________________
Ну и пара фоток - в статике они довольно унылые, но в движении все выглядело поинтереснее.
Другие отзывы о театре Я
в Фейсбуке,
в Вконтакте,
в Твиттере и
в Инстаграме