Еще одна рецензия по линии класса критики, и опять на тему английских сказок. Но теперь это полноценный фильм-балет. Детский, как "В гостях у сказки". Но танцуют по-взрослому.
Пасторали Озерного края
Сказки Беатрикс Поттер, фильм-балет, 1971
Под нежные звуки скрипок и флейт на экране возникает хрестоматийный английский пейзаж - чарующие изумрудные холмы с безукоризненно подстриженной травкой, кружевные деревья, аккуратные изгороди, вдалеке ослепительно белеет чинный и элегантный дом. Все дышит покоем, довольством и пасторальным очарованием, кажется, что сейчас на пастбище появятся милые овечки, зашелестят платья сестер Беннет, а за холмом откроется вид на респектабельный замок, к которому выйдет мистер Дарси в мокрой рубашке.
И вправду, пейзаж оживает, через идиллические поля бежит торопливая фигура в белоснежном переднике и огромном чепце, сжимая в руках узелок. Она пробегает через калитку ограды, и мы видим… иголки, торчащие через чепчик и платье. А потом - и всю ежиху-прачку Тигги-Винкл (или Ухти-Тухти в наших переводах), которая исполняет хлопотливый танец во дворе дома, снимая с веревок высохшее белье. Так мы попадаем в мир сказок Беатрикс Поттер.
Ежиха Ухти-Тухти - сэр Фредерик Аштон
Писательница, имя которой известно всем родителям и детям Великобритании, и чье творчество в английской литературе ценится наравне с творчеством Льюиса Кэрролла, создала свой мир на рубеже XIX-XX веков. Она росла в состоятельной викторианской семье, воспитывалась дома гувернанткой, и очень много времени проводила наедине с природой и домашними питомцами, которыми был наполнен дом, снимаемый родителями на лето в Шотландии. Красота и уединенность тех мест, прелесть и добродетели размеренной сельской жизни стали источниками вдохновения для Беатрикс. Позже, во взрослом возрасте, она переберется в красивейшую сельскую область на западе Англии - Озерный Край, который и ныне имеет репутацию самого живописного и умиротворенного уголка для респектабельного отдыха. Однако Беатрикс там не отдыхала - она создала собственную ферму и снискала славу чрезвычайно успешного фермера, а также писала и иллюстрировала сказки, персонажами которых были славные и очаровательные кролики, мыши, котята, бельчата и поросята.
Поросенок Блэнд - Александр Грант, Свинка Пиг-Виг - Бленда Ласт
В оригинале произведения Поттер называются «tales», что можно перевести скорее не как «сказки», а как «рассказы», «истории». Это очень правильный нюанс, потому что мир героев Беатрикс при всем своем очаровании чрезвычайно прагматичен, при всем тепле и уюте - полон назидательности и морали. Шаловливый Крольчонок Питер, воровавший салат на фермерском огороде, получил не только сильный стресс от погони, но и больной живот к вечеру, а его послушные браться и сестры - вкусные плюшки и ватрушки. Неугомонный Бельчонок Тресси, не проявивший должного почтения к Филину Гуку при сборе орехов, лишился пышного хвоста, да и сам еле ноги унес. Глупая и доверчивая Утка Джемайма Кряк, направившаяся высиживать яйца прямиком к Лису в суп, чудом была спасена собаками, но потом все же в безопасном месте вывела утят. А самый благоразумный и правильный герой - Поросенок Блэнд - обрел свое счастье в лице милой свинки Пиг-Виг, которую спас от ножа мясника. И все эти очаровательные герои, скурпулезно скопированные с рисунков самой Беатрикс Поттер, населили фильм-балет Фредерика Аштона.
Утка Джемайма Кряк - Энн Ховард, Лис - Роберт Мид
Один из самых почитаемых британских хореографов ХХ века, Аштон большую часть своей жизни посвятил постановкам для английского Королевского балета, который в итоге и возглавил в 1963 году. Аштон поставил полноформатные балеты «Золушка», «Сильвия», «Ромео и Джульетта», «Ундина», «Тщетная предосторожность», множество небольших одноактников и танцевальных номеров, в том числе и для фильмов. Над этим фильмом - по сказкам Беатрикс Поттер - маэстро работал в 1970 году, сразу после своей отставки с должности руководителя Королевского балета. Режиссером выступил Реджинальд Миллс, а композитором - Джон Ланчберри, давний партнер Аштона по работе в Ковент-Гарден, где он дирижировал с 1959 по 1972 год и аранжировал музыку. В фильме музыка скомпилирована из частей известных балетных постановок и викторианских мелодий, но воспринимается как однородная и звучит чрезвычайно мило, респектабельно и танцевально. Неоценим вклад в создание фильма художника Кристин Эдзард и автора масок Ростислава Добужинского, чья филигранная работа поражает воображение и создает полную иллюзию реальности танцующих уток, мышей и лягушек. Ну и «вишенкой на пироге» визуального ряда стали сами пейзажи - фильм снимался в том самом живописном Озерном Крае, где жила и творила Беатрикс Поттер.
Юная Беатрикс Поттер - Эрин Героти
Фильм вышел в 1971 году, стал одним из самых успешных для киностудии и был благосклонно принят не только зрителями. Один из самых авторитетных критиков Роджет Эберт писал: «Истории рассказаны просто и прямо, с некоторым почти неуклюжим очарованием. Вместо стремления к демонстрации совершенного танца, танцовщики Королевского балета создавали характеры. Разные животные имеют каждое свои причуды и особенности, и довольно аутентичные, так лягушка, например, танцует как лягушка, а не как Нуриев.» Вообще же, глядя на очаровательные танцы обитателей сказок, остается только поражаться богатству фантазии Аштона и мастерству воплощающих ее актеров.
Лягушка Джереми Фишер - Майкл Коулман
Трудно в полной мере согласиться с критиком, что они не стремятся показать танцевальное совершенство, может быть оно наполнено юмором и далеко от «высокого стиля», но филигранность рисунка танцев и виртуозная работа ног - вполне серьезные, на пальцах, и все это еще в сложнейших громоздких костюмах, где, кроме многослойных платьев в пол и камзолов, на героях еще и огромные головные маски и имитирующие объем и шкуру накладки… Прыжковые партии лягушки Джереми Фишера и Лиса выглядят вполне премьерскими, как и романтичное па де де Поросенка Блэнда и Свинки Пиг-Виг. Бельчонок Тресси вертится как подключенная к генератору неугомонная игрушка, от которой только что искры не летят, и иногда невозможно понять, как он удерживает равновесие.
Бельчонок Тресси - Уэйн Слип, Филин Гук - Лесли Эдвардс
А уж как мыши не запутались в двухметровых хвостах, остается только догадываться. Кстати, тема хвостов у мышей забавно обыграна в первом же танце трех пар, где хвосты являются дополнительным средством хореографии - за них кавалеры держат дам, из них создают арки, через них прыгают, ими обвиваются… А там, где практичность сюжета не предусматривает участие в танце хвостов, они забавно подоткнуты в специальные петельки на одежде.
Мышиный пикник
Мило, очаровательно, забавно, прекрасно - такие эпитеты просятся для описания этого балета. Смотреть его легко и взрослым и детям, так как каждая история наделена драматическим сюжетом, и даже если суметь не податься обаянию и не увлечься танцами, то как минимум всегда захочется узнать, чем каждая из них закончится. Как и положено в доброй сказке, все кончается хорошо - всеобщим пикником на поляне, где кошка любезничает с мышкой, утка недосягаема для лиса, бельчонок снова бодр, хоть и веселит всех отсутствием хвоста, а влюбленная пара поросят получает благословение от мамы-свиньи и все радостно танцуют. И только ежиха-прачка - слишком хлопотливая хозяйка - бежит в белоснежном переднике и огромном чепце через идиллические изумрудные поля к своей стирке. Потому что сказки Беатрикс Поттер - это правильный и добродетельный мир, в котором по заслугам вознаграждаются трудолюбие и послушание.
Другие отзывы о театре Я
в Фейсбуке,
в Вконтакте,
в Твиттере и
в Инстаграме