Риголетто. Большой Театр. 19 12 14. Ж…ротический контекст.

Dec 21, 2014 09:28

И таки что я вам скажу за эту постановку. Она прошла для меня незабываемо. Ибо подарила весьма острые и пикантные ощущения - а я же девушка эмоциональная, на спецэффекты падкая. Ну вот и запала. Итак.




Герцог (приятный фактурный брУнет, в джинсах, майке, куртке, обуви, носках и трусах - это все важно):

- Ах, Господь не все еще отнял у меня!

(Решительно снимает куртку, демонстрируя черную майку, обтягивающую спортивный торс, и открывающую достойные бицепсы)

- Я пылаю страстной любовью!

(Майка летит в сторону, торс больше ничем не обтянут и призывен. Зал разражается восторженными аплодисментами торсу)

- Хочу броситься к ней…

(Ботинки слетают быстро. Носки - всегда пикантный момент, редкий талант - снять их эстетично. Ура, это делается быстро, элегантно, и не прерывая арии! Босой и полный страсти Герцог в одних джинсах реально волнует, особенно при мысли, что будет дальше…)

- подарить ей свою корону…

(Ремень… Молния… Немного постоять с расстегнутыми штанами, трусы черные)

- лишь бы утешить ее…

(Джинсы падают. Вау! Зал уже не дышит. Да и не слушает, похоже, тут смотреть надо!Герцогу тем временем, подают шелковый зеленый халат.)

- … Ах, пусть она узнает, кто любит ее…

(Накидывает халат и, повернувшись, увы, к нам спиной, быстро сдергивает трусы, и элегантно отбрасывает их в сторону.)

- …наконец узнает, кто я…

(теперь она точно все узнает… Герцог подходит к приставной лестнице, ведущей на балкончик, и взбирается на пару ступенек. Повернуться лицом к залу и спиной к лестнице, стоя на ней босиком, в скользком халате, без трусов и продолжая петь - это непростая творческая задача. Одной ногой он ищет опору поудобнее, нога, видимо, скользит, но он удерживается)

- …поймет, что любовь даже властителей обращает в своих рабов!

(поворот, быстрый подъем по лестнице… Музыка. На верхней площадке он на мгновение замирает… Воздух наэлектризован… И с отчаянным восторгом - сбрасывает халат! ВАУУУУУУУУУУУУУ!!!!!!!!!!!! ДА!!!!!!!!!!! С таким тылом телом он еще и поет… Под восторженные аплодисменты Герцог скрывается в дверце, ведущей к наслаждениям со свежепохищенной Джильдой. Похоже, в этот момент многие в зале ей завидуют…)

-Уф… - это уже я выраженно выдыхаю.
- Я до последнего не верила, что он это сделает… - это выдыхает подруга рядом
- Я сама не верила…

Сидим, дышим.

Как говорил незабвенный Форрест Гамп: Вот и все, что я могу рассказать об этом.

____________________________________________________________________

PS. Приехала домой и описала эту сцену мужу. Он, озадаченно: - Стоп, а ты в театре была? - Ага, Верди, Риголетто… Изумленно поднятые брови: - В Стасике? - Неа, в Большом… Пауза. - Охренеть…

____________________________________________________________________

PPS. Все же там еще и пели, ладно, расскажу. Постановка посвящена тараканам режиссера. Зовут гения - Роберт Карсен. Когда такое делают, я задаюсь вопросом - зачем? Нет, бывают, конечно, решения, в которых заложена мысль, идея, и эти решения, отступая от оригинальной эстетики, служат лишь средством для ее раскрытия. Вот только что с Татьяной так было. Но тут… Это нельзя назвать творчеством. Я вообще не знаю, чем это назвать. Это не отталкивающе, как у Чернякова, например, это просто никак.

Красные конструкции лесов-амфитеатра - все место действия, бархатный стул на площадочке «царской ложи» - обиталища Герцога, приставная лестница, связующая эту площадочку со сценой, и ржавый вагончик - дом Риголетто - вот и все убогое пространство роскошной оперы. Единственный эффект, который был такими средствами достигнут - измельчание и уплощение всего действа, и колоссальный диссонанс куцего визуального ряда с богатым музыкальным. Музыка Верди в принципе масштабна, роскошна, красочна - «большой» стиль там диктуется самой гармонией, ее нельзя втиснуть в камерное пространство. И я не размер сцены сейчас имею в виду, а масштаб мышления режиссера. Не может здесь быть ни кухонь, ни кабачков, ни туалетов, ни строительных лесов. Не лезет туда Верди, не мучьте музыку, «не впихивайте невпихуемое»!!!!! Ну как в партии Джильды можно услышать отсыл к ржавому строительному вагончику????? Сценография скорее навевает мысли об очень бюджетной, экономной постановке для передвижного театра. Да, шлейф экспериментального «европейского фестиваля» тут читается, только исходный материал-то - богатый… И извилистые обоснования переноса действия в цирк выглядят притянутым за уши бредом. По мне, чем заморачиваться на подобное «дешево и сердито» - лучше уж спойте в концертном исполнении. Но, нет, у нас - идеи!

На счет «спойте». Да, впрочем, и «сыграйте». Знаете, это очень фигово. Я как-то писала, что на балет переметнулась после нескольких опер в Большом, по следам которых пришлось накачать записей из интернета и прослушать их, просто чтобы понять, что за музыка там была, и чтобы опознать знаменитые арии. Потом я долго держала мораторий на оперу, слушала записи, смотрела фильмы, а «развязала» Аидой в Стасике - кстати, вот же достойная музыки сценография, хоть и неканоническая, потом попала на Дона Карлоса - и так удачно, что уверовала в возрождение жанра. Неа… Сегодня звуки были ниже среднего.

Действо началось с того, что я согрешила на акустику на Новой сцене, ибо было просто не слышно. Реально, хотелось поискать ручку прибавить звук. Ни оркестра, ни певцов - все как через вату, глухо, далеко, ни объема, ни богатства, ни хотя бы громкости. Сначала удручил Герцог - моя любимая Questa o Quella совершенно не прозвучала, кроме того, еще пришлось постоянно отвлекаться на шлюх, топлесс ползающих по Герцогу. Видимо, его это тоже отвлекало. Или не распелся еще. Кстати, о шлюхах, резиновой секс-кукле у Риголетто, голом муляже Джильды (или самой Джильде, я не разглядела) на полу - вот это было совершенно не эротично, просто скучное и бессмысленное мясо. И опять же - привет тараканам режиссера. Его фантазии еще вынужден был выполнять хор, изображающий бесконечную озабоченность и оживление от попыток Риголетто развлечь их функциональными отверстиями резиновой игрушки. Но хор хотя бы было слышно. Графиня Чепрано после серии извиваний по Герцогу полуобнаженной в кругу подружек, накинула халатик, чтобы петь, и я глазам не поверила, потому что думала, туда пригласили профессионалок именно в стрип-жанре, и не ожидала, что там и певицы сами отжигают. Она, правда, прикрывалась длинными прядями парика.

В общем, все первое действие я мучилась. Попыталась разглядеть оркестр - у меня возникли серьезные подозрения, что их там очень мало, ибо - где звук-то? Затылок дирижера был не знаком - рулил Эвелино Пидо. Герцог - Сергей Романовский - был мил, но звучал, хоть и мягко и мелодично, но глухо и слабо, Риголетто - Димитрис Тилякос - не звучал вообще. Я, правда, не люблю манеру, когда певец как бы захлебывается голосом, у него это было постоянно, но он то форсировал, то совсем проваливался, то говорил, то кричал - не то что красоты музыки - даже кантиленности ее не было, как будто он выдавливал из себя партию, и с немалым трудом. И я продолжала всерьез грешить на акустику, пока не появился Спарафучиле - Александр Цымбалюк. О! Оказывается, с залом все в порядке! Вот он пошел - голос! Мощный, глубокий, объемный… Вот то, что напомнило, что это идет не любительский экспериментальный спектакль на фестивальной площадке, а опера в Большом театре! Народ, этот голос был там единственный! Я секунды считала, когда он пел, и страстно жалела, что у него такая маленькая партия, ну почему!!!

Джильда - Кристина Мхитарян - обитала, как я сказала выше - в ржавом строительном вагончике. Может быть от этого, мне ее голос показался резковатым)) Вроде бы пела она хорошо, но меня это почти не тронуло. Дуэт с Риголетто был теплым, она его украсила, его страдания и его голос убогому вагончику вполне подходили. А вот с Герцогом любовь у них была не та... Тут мне, правда, опять мешали декорации - и Герцог вылез в джинсах откуда-то из лесов, и она металась в ночнушке, и вообще, антураж заброшенной стройки - не для этой музыки. Визуально это все - «любовь на раёне», и это еще если не обращать внимания, на слова, что он познакомился с ней в церкви… И не получилось проникнуться бриллиантовым Caro Nome. Технически все бы и ничего, но режиссер взгромоздил девушку на цирковую трапецию, которая всю арию летала под потолком над этой стройкой… «Тонкое» решение… По-моему, исполнению это на пользу не пошло. В довершение во время этой арии за спиной Джильды - над лесами - зажглись звезды на черном фоне. И все. Если у меня еще были надежды на своеобразный, но вкус, режиссера, то этот пошлый, достойный задрипанного шапито способ «добавить романтизьму» окончательно меня убедил, что вкус там не ночевал.

Второе действие, однако, началось душевнее. Похоже, Герцог распелся, голос зазвучал. Сцена стриптиза, с которой я начала, вообще была спета отлично, видимо, эмоция пошла, нерв - еще бы, такое одновременно исполнять голосом и телом)) Хотя несколько фраз на лестнице - опять поглуше, все же не надо бы акробатикой-то параллельно заниматься… Страдания Риголетто - ну никак… Что на самом деле удалось Димитрису Тилякосу - это остаться жалким и безголосым шутом на протяжении всей оперы, вызвать не сострадание к его трагедии, а только раздражение. Еще была сцена в доме бандита, чудесный квартет Bella Figlia dell`amore, который я очень ждала, и который был совершенно разбалансирован. Но доползли до финала. Последним недоразумением оказалась дама-акробатка в сцене смерти Джильды, призванная, видимо, символизировать ее чистую, безвременно ушедшую мать, но на деле выглядящая, как очередная голая резиновая кукла, свалившаяся с потолка, все появление которой было на редкость неуместно и топорно обставлено. Фарс.

Короче, допели. Больше ничего написать не могу, ибо особо не о чем. Только Цымбалюк опять порадовал - и огорчил одновременно осознанием контраста с остальными. Хотя Романовского я к этому моменту простила, во-первых, второе действие пел он реально лучше, а во-вторых, с такими актерскими задачами вообще попробуй спой… А сколько работы над телом еще должно было остаться за кадром… Вот это воспоминание о теле и осталось самым ярким впечатлением о вечере. Хотя музыка Верди - это всегда самодостаточная ценность, и как бы ее не пытались кастрировать постановками и исполнением - все равно ее сила пробивается через все наслоения, все равно лишний раз услышать ее лучше, чем не услышать. Но эта версия - одноразовая. Я слышала, что эта постановка - наследство странных договоренностей прежнего руководства, и руководству сегодняшнему она не особенно по душе. К тому же - копродукция, куча народу приглашенного, и только на нее. Так что есть надежда, что она будет идти недолго, и главный театр страны все-таки не будет подменять собой ночной стрип-клуб для особо одухотворенных, в котором тенора раздеваются под Верди, а вернется к более традиционным ценностям. Хочется верить. Но опыт получился занятный…

Поклоны

[Фото с поклонов]

Это общий план, чтобы составить представление о сценографии. Она такая весь спектакль, только то лестница посередине добавляется, то вагончик, то клетка из веревок - дом бандита.



Графиня Чепрано - Дарья Давыдова, светские дамы и свита Герцога



Маддалена - Юстина Грингите



Герцог - Сергей Романовский. Одетый.



Джильда - Кристина Мхитарян. Еще пропустила поклон Спарафучиле - Александра Цымбалюка, объемный джентльмен в сером с бородой - это он.



Риголетто - Димитрис Тилякос






Дирижер - Эвелино Пидо.


Другие отзывы о театре

Я в Фейсбуке, в Вконтакте, в Твиттере и в Инстаграме

отзывы, "Риголетто", опера, театр, тр Большой театр, искусство

Previous post Next post
Up