Введение I. Назначенной осенью прошлого года французской министерке труда Мириам Эль-Хомри досталась зарегулированная страна с нулевым экономическим ростом и растущей безработицей. В марте этого года Эль-Хомри предложила проект изменений в закон о труде, несколько увеличивающих права работодателя. Увеличивается максимально возможное число сверхурочных часов, облегчаются условия увольнения, разрешается прописывать в контрактах больше разных условий.
(Тут, конечно, надо отметить, что практика ставить ответственными за непопулярные решения молодых женщин магрибского происхождения не красит нынешнее правительство. Из трех известных мне министерок с соответствующими фамилиями две вынуждены проводить спорные реформы; имена других министров, за исключением премьера, почему-то совершенно не на слуху. Ах нет, вспомнила: еще на слуху министерка по делам женщин, детей и семьи, с фамилией вполне местной, на днях сказанувшая, что мусульманки, по доброй воле выбирающие хиджаб - это как негры (да-да, nègres), выступающие за рабство. Лучше б молчала, ей-богу.)
Как абсолютно любой проект, хоть сколько-то ограничивающий права работников, закон Эль-Хомри вызвал возмущение профсоюзов и привел к серии забастовок и демонстраций. Один из дней выступлений был назначен на сегодня.
Введение II. Мое расписание по четвергам: к 8:30 отвести ребенку в школу, к 10 поехать на работу (в кампус за городом, в десяти км), до 12 преподавать, в 13:30 забрать ребенку из школы. Мое расписание по пятницам: весь день преподаю в другом кампусе в центре города.
Об автобусах и метро вчера было известно, что нужные мне линии ходит до обеда, а после обеда бастуют. Поскольку моя машина стоит в кампусе - в центре очень дорогая парковка, а автобусы ходят в среднем хорошо, - за обратный путь я особо не беспокоилась, а вот выйти решила пораньше: не в 9, как обычно, а сразу от школы в 8:30.
Собственно сага.
8:35, захожу в метро. Судя по табло, до ближайшего поезда 12 минут. 11. 18. 17. Решила не ждать, вышла, пошла пешком 2,5 км до автобуса.
9:05, остановка автобуса. Никаких следов автобуса, немногочисленные ошарашенные пассажиры, телефонное приложение не показывает в прямом эфире ровно ничего.
9:10. Протягиваю руку с большим пальцем. Немедленно останавливается машина с водительницей средних лет, в хиджабе, она едет всего на 2 км вперед, но это лучше, чем ничего.
9:24. Выхожу из машины, иду вперед, машины не останавливаются, и даже понятно, почему: на мне не написано, куда мне, а это город с кучей перекрестков. Иду пешком далее.
9:48. До работы осталось километра три, город кончается, голосую после кругового перекрестка, останавливается первая же машина: студентка тоже едет к 10 на занятия. Ура! Я на работе вовремя. Автобусов за все это время не было видно ровно ни одного.
12:10, выхожу на автобусную остановку, автобусов все еще никаких следов. Можно взять машину, но это ж следующие полтора суток как-то ее парковать в центре! Евро 30 расходов на парковку подземную - или порядка 15 евро и много нервов, постоянно доплачивать за парковку уличную. Решаю голосовать 10 минут, потом ехать на своей, если что.
Останавливается первая же машина: магистрант-марокканец попросил земляка, работающего ночным портье, довезти его до вокзала, раз уж такие дела. В машину набивается еще три человека, включая меня и магистрантку с факультета для будущих кадровиков. Парни уверенно говорят, что все люди братья и сестры, и жить надо по-людски.
12:40, машина наглухо встает в пробке все на той же автобусной остановке, от которой до дома 2,5 км. (Бедный магистрант, ему на поезд к часу, наверняка не успел.) Благодарю, выхожу, иду домой. Бульвар перекрыт, полиция, остатки демонстрантов, обрывки плакатов, запах тревоги. Как потом выяснилось, за час или полчаса до того на этом самом месте был слезоточивый газ, трое раненых полицейских и восемь задержаний демонстрантов.
Я дома в 13:10 и еще успеваю выпить чаю, прежде чем забрать ребенку из школы, сходить с ней по магазинам, посадить заниматься с репетитором по скайпу и отсыхать, отсыхать, отсыхать.
Завтра полный коллапс транспорта, забастовка школьной столовой (к счастью, разрешено приносить еду с собой), продолжение забастовки мусорщиков, 22 миллиметра дождя и пять астрономических часов преподавания в трех километрах от дома. И еще школьный карнавал, да! Как же без карнавала.