Социум: Заметки о рабской психологии

Jan 30, 2014 16:32

                 Социальное взаимодействие в повседневности пронизано усредненными, стандартизированными действиями, а все, что не вписывается в установленные рамки, негласно признается девиацией. Как известно, структурная единица общества - человек. Однако, в случае, если человек обладает качествами Личности, - зачастую структурной единицей общества он являться перестает.
Это то самое противоречие двух, казалось бы, родственных наук - социологии и психологии, давно не дает мне покоя. И если об ущербности как психосоциальной норме я уже писала, то теперь попробую затронуть тему психологии рабов как неформальный контролирующий механизм.
                Сервилизм - это то самое понятие, описывающее рабскую, жертвенную психологию отдельно взятого человека.
                Обладатель рабского менталитета остро нуждается в авторитарном правителе, хозяине, или, на крайний случай, другом человеке, способном куда-то Вас направлять. Проблема «психологического рабства» - достаточно широко распространённое явление среди разных социальных групп и разных слоёв населения. Проявляется оно в жертвенном/пассивном поведении человека и недовольством своими результатами.
                Почему одним удаётся быть самостоятельными, а другие вечно маленькие и слабые, нуждающиеся в поддержке и защите от этого злобного окружающего мира, ожидающие манны небесной в виде миссИи-спасителя/решателя всех проблем?!?
                Стоит ли упоминать, что прогрессивным мышление и открытым сознанием в современном мире обладают единицы, большинство же, с точки зрения «нормы», придерживается пассивной позиции «ожидателя». Ограниченное сознание человека начинает расширяться, когда он сам способен хотя бы задавать себе философские вопросы, а его разум будет тревожиться до тех пор, пока не придут ответы.
              Другой аспект этой проблемы отражается в афоризме «Мы не рабы. Рабы не мы». Мало кому удается объективно смотреть на свою персону со стороны, а еще меньше тех, кто не закроет глаза на наличие «рабских ноток» в своем поведении/характере/темпераменте. Это та часть личности, с которой человек себя не ассоциирует, не отождествляет, не воспринимает, а зачастую - просто отрицает. Т.е., некая теневая сторона личности, которая «ждёт» подходящего момента и непроизвольно обнажается перед лицом непредсказуемых обстоятельств.
               Это отношение к своей характеристике личности и создаёт стандартное ограничение. Любая попытка «сдвинуть» устаревшие границы собственных «прилипших» представлений, порождает реакцию сопротивления.
               При этом здесь отлично просматривается процесс установления одобряемых и неодобряемых ожиданий, а также превращения внешнего контроля во внутренний.  Такой подход к проблеме психологического рабства или жертвенности выявляет следующие закономерности:
                Человек склонен принимать за норму то, что нормой лично для него не является. Например: жертвенное поведение, в ущерб своим интересам и своему качеству жизни, всегда предпочтительно, нежели изменение привычек жертвенного поведения.
                Когда взрослый человек говорит, как ребёнок: «Я старался!» и в этом видит свою заслугу, но при этом не имеет реального результата, это означает только одно - ставка была сделана на одобрение других, а не на получение результата.
              Понимание этого, а главное, появление желания - изменить, чтобы измениться, говорит о моменте роста личности. Инициирован динамический процесс: преодолеть, выйти на другой уровень результатов и самоощущения. Положительный «позыв» некой внутренней активности, как правило, сопровождается тревожностью и страхами совершения ошибок, что в свою очередь, формирует противоречивый (с точки зрения поставленной цели) негативный фон.
          …«Все наши привычки начинаются в голове, в нашем уме или ментальной сфере. То, что сегодня является моей привычкой, когда-то было просто мыслью (или чужой, или своей)! Услышанная мною мысль, произвела на меня впечатление, т.е. вызвала у меня эмоциональный отклик»...
               Задайте себе вопрос: «я неосознанно повторяю чужую привычку, которую сам не одобряю - сработал эффект подражания?», или «мне кажется, то что я делаю, это точно хорошо в моём представлении, но я от этого только страдаю?».

Например:
- «быть скромным - это хорошо», скорее всего, вы стали жертвой предложенного вам стереотипного морального облика, благодаря чему вы приобрели личностное качество - стеснительность (или привычку стесняться);
- «девушка должна быть слабой/не должна проявлять инициатив/не должна быть умнее мужчины», - психология саморазрушения, приводящая к женской никчемности;
- «все женщины меркантильны/хотят замуж/хотят детей», «всем мужчинам нужен только секс», и т.д.

Положитесь на свой инстинкт и действуйте в согласии с вашей природой. Позвольте быть себе естественным, но не практикуйте свою зажатость, стеснённость и ограниченность, ибо эта психология - рабская.



Социум, Философия, Психология

Previous post Next post
Up