В апреле - мае 1862 г. А.Н. Островский вместе с двумя близкими приятелями - М.Ф. Шишко и И.Ф. Горбуновым - отправился в путешествие по Европе.
Foto di Claudio Gagliardini su Unsplash
Вместе с друзьями он побывал в Венеции, Генуе, Милане, Риме, Турине, Флоренции. Во всех городах он останавливался лишь на пару дней, и только плохая погода не позволила ему попасть в Неаполь.
Проедемся по Италии вместе с Островским?
Первой на пути была Венеция, или, как он уточняет в первой строчке письма к П.М. Садовскому от 24 апреля / 6 мая:
«Венеция. Venezia la Bella (а по-русски Венеция - Красавица)».
Foto di canmandawe su Unsplash
Этот город произвел на Островского ошеломляющее впечатление. В том же письме он признается:
«Это волшебный сон, от которого я еще опомниться не могу».
Foto di Martin Katler su Unsplash
В дневнике от 23 апреля / 5мая и 24 апреля / 6 мая перечислены места паломничества и впечатления:
«Ходили на площадь св. Марка и Дожа, на Schiavone лазили на башню смотреть на Венецию; были в храме св. Марка, много похож на наши храмы. Вечером сидели на площади св. Марка. Это громадная зала под открытым небом, в разных местах слышится музыка; из кофейных стулья вынесены на площадь, горит газ, сверху луна. <...> осматривали дворец Дожа. Вот это истинно в этих стенах патриотизм должен был развиваться сильно. После обеда катались по каналу Grande и кругом всей Венеции, были на Риальто и на рынках. Что за молодцы гондольеры! Вечером гуляли опять по площади св. Марка».
Foto di iSAW Company su Unsplash
А итогом поездки в Венецию стало признание в любви:
«Я влюбился в эту площадь. Это еще первый город, из которого мне не хочется уехать».
За Венецией последовал Милан. И в письме от 2/14 мая, и в дневнике Островский пишет о чуде Милана, «прекрасного города северной, цветущей Италии», - о Миланском соборе.
Foto di Ouael Ben Salah su Unsplash
Впечатление было так велико, что затмило даже встречу с театром La Scala:
IG oscarchadrys
«Громаден, но Московский богаче».
Как москвичка, не могу не согласиться и не поапплодировать мнению писателя.
Помнится, когда я лет двадцать назад впервые побывала в Милане на площади Ла Скала, то не смогла даже найти здание знаменитого театра - настолько оно показалось мне невзрачным...
В Риме Островский пробыл 5 дней. Запись 29 апреля/11 мая:
Foto di Emanuele Crescenzi su Unsplash
В омнибусе мы въехали в Рим, переехали Тибр и остановились в гостинице Минерва. Умылись, причесались и пошли бегать по городу Ходили по Корсо, обедали в траттории (бывш. belli-arti). Потом поехали смотреть св. Петра. Проехали по мосту, потом мимо св. Ангела и, наконец, выехали на величественную площадь св. Петра. Смотрели собор мельком: у меня раза два готовы были навернуться слезы. Заехали к Боткину, не застали. Поехали в Колизей. Этого величия описать невозможно.
Foto di Leonhard Niederwimmer su Unsplash
Флоренция одарила Островского и его спутников подъемом душевных сил. «Нам было как-то особенно весело», - замечает он в дневнике 5/17 мая.
Foto di Belinda Fewings su Unsplash
После посещения Уффици Островский записывает:
Foto di Tamara Malaniy su Unsplash
«Несказанное богатство художественных произведений подействовало на меня так сильно, что я не нахожу слов для выражения того душевного счастия, которое я чувствовал всем существом моим, проходя эти залы. Чего тут нет! И Рафаэль, и сокровища Тициановой кисти, и Дель Сарто, и древняя скульптура!»
Богатство и совершенство шедевров итальянского искусства отодвинули на второй план все события светской и придворной жизни. Так, в Турине, будучи свидетелем всеобщего волнения в связи с приездом короля, Островский, зорко и внимательно подмечая поведение горожан, остался совершенно индифферентным, поместив сразу после описания этого события упоминание о вкусных грибах:
Вышли на площадь Carlo. Там собирались и строились войска к приезду короля. На площади стояла кавалерия, а по улице вплоть до станции пехота. Площадь и улица были полны народу, балконы тоже, полиции почти до самого приезда короля не было заметно. Только когда по выстрелу узнали, что король едет, полицейские учтиво подвигали народ к тротуару. Король приехал в четвероместной коляске, в партикулярном платье. Народ кричал, аплодировал, махал шляпами, с балконов летели розовые листья и букеты. Обедали за табльдотом, ели в первый раз грибы. Еще во Флоренции мы видели в съестной лавке отличные белые грибы, потом видели в Генуе.
Foto di Piermario Eva su Unsplash
Островский подмечал красоту Италии и по пути, любуясь природой и чудными видами:
Переезжаем Минчио. Что за горы! В первый раз в жизни я вижу такой колорит <..-> За Гардским озером увидал первые васильки. Прелестные полевые цветы - первую роль играет мак; особенно красив в голубых цветах льна.
Foto di Elisabetta Falco su Unsplash
Островского чрезвычайно интересуют типы, характеры, лица. У него нет идеализации итальянцев, в дневнике встречаются зарисовки разных лиц. Например, запись в Сиене 4/16:
В 5 часов выехали в Сиену. Кондуктор груб и рыло имеет богопротивное, в дилижансе места скверные и тесно. Верст за 10 от Рима с горы отличный вид на Рим. Едем все горами. С нами два итальянца: один дурак, франт, похож на актера Мельникова, другой, черный, загорелый, с глазами Мео, одет бедно, - прост, уныл; его выгнали из Рима, он ругает монахов, папу и полицию и тихо грустит; В деревнях женщины совершенно русские, и такие же лавы через речку, как и у нас <...>; Проснулся перед Горвонери, где пили кофе в лавочке; хозяин - совершенно наш сельский дьячок.
Главное, о чем свидетельствует дневник Островского, - это рожденный увиденным глубочайший интерес к человеку, к жизни уличной толпы, к пульсу города.
Вот характерные наброски, сделанные 6/18 и 7/19 мая во Флоренции:
В 6 часов пошли гулять по Lung’Arno, видели аристократическое катанье и почти весь город. Прокатились по Пратеру, потом бродили ночью по городу. Везде жизнь, особенно подле кофейных и в кофейных. Поужинали и сидели до 12 часов в своем номере, слышали по улицам пение и, наконец, хор, очень похожий на нашу песню: «Любит, любит», только запев какой-то странный; Особенности Флоренции: шум и крик по улицам, маленькие музыканты, мало хорошеньких женщин и необыкновенная дешевизна соломенных шляп и мозаики.
Foto di Igor Oliyarnik su Unsplash
Последние записи в дневнике сделаны 10/22 и 11/23 мая - Островский покидал Италию, дорога из Сузы стала подниматься в альпийские горы:
Foto di Jonas Verstuyft su Unsplash
Мы были между двух слоев облаков, одни под нами зацепились в ущельях, другие над нами; наконец мы были между верхними облаками и месяцем; но это еще не верщина. 11/23 мая. Пятница. На вершину мы приехали, когда уже совсем розовело. Мальчик принес нам маленький букет синих, пахучих анютиных глазок.
Здесь дневник заграничного путешествия Островского обрывается...
#РусскоеИтальянское #блогожизнивиталии #жизньвиталии #какэтоделаютитальянцы #мояиталия #русскиевиталии #островский200 #островский #красотаспасетмир #культураспасетмир
Источник