Пока я подбираю костюмы и локации для следующих съемок моего проекта
«Сказочные истории», нахожу массу интересного про историю русского костюма и народных сказок. И в который раз убеждаюсь, что все лучшее в нашей жизни - именно сказочного толка. Согласны?
В. Васнецов "Снегурочка", 1899 год, Третьяковская Галерея, Москва
Вот, к примеру, «Снегурочка». Народная сказка, ставшая драмой у Островского, «четвертым» балетом Чайковского, оперой у Римского-Корсакова и живописным шедевром у Врубеля и Васнецова.
А все потому что как-то писатель Александр Николаевич Островский услышал русскую народную сказку о ледяной девочке и сочинил свою историю о любви и вечном возрождении природы - «Снегурочку».
И вот - #сказочнаяистория «Снегурочки».
«Снегурочку» А. Н. Островский написал в 1873 году под влиянием идей Афанасьева, который исследовал Сказку о Снегурочке во втором томе своего труда «Поэтические воззрения славян на природу». У А. Н. Островского Снегурочка предстаёт как дочь Деда-Мороза и Весны-Красны, которая погибает во время летнего ритуала почитания бога Солнца Ярилы. Снегурочка Островского - прекрасная бледная светловолосая девушка, одетая в бело-голубую одежду с меховой отделкой.
Автор сумел сохранить яркость, красочность, легкость и непринужденность народной сказки. Так же, как и в русской народной сказке, Снегурочка совершенно не похожа на всех вокруг. Именно поэтому Снегурочка - существо очень противоречивое. Долгое время Снегурочка живет в глуши лесной. Но, как оказалось, она похожа не только на своего отца, но и на мать, прекрасную и добрую Весну. Именно поэтому Снегурочка устала жить в одиночестве, взаперти. Ей хочется увидеть настоящую человеческую жизнь, познать всю ее красоту, принять участие в девичьих забавах, послушать чудесные песни.
«Без песен жизнь не в радость».
Островский мастерски соединил народные сказки, легенды и песни воедино и придал народному творчеству весьма своеобразный колорит. Снегурочка поражает людей своей красотой. Она кажется прекраснее, скромнее и нежнее, чем все окружающие девушки. Но она не знает любви, поэтому не может ответить на горячие человеческие чувства. В ее душе нет тепла. Существо, не знающее любви, вызывает жалость и удивление. Не случайно никто из героев сказки не может понять Снегурочку.
"Снегурочка" Н.А. Римского-Корсакова в Мариинском театре в Петербурге, 1895 год
В «Снегурочке» присутствуют многие традиции русской народной сказки: зачин - мотив рождения, мотив заточения героини, испытание героини, смерть. Но Островский в отличие от народной сказки переводит конфликт произведения во внутренний психологический план. Если в народной сказке испытание героя заключается в борьбе с внутренними страхами, то в «весенней сказке» Островского показана борьба «горячих» и «холодных» чувств в душе Снегурочки. Драматург наполнил центральный мотив гибели Снегурочки новым содержанием, он смог перенести из сказки жизнеутверждающее начало, которое обусловило весеннюю тональность пьесы, связанную с возрождением природы и любви в сердцах берендеев.
Костюмы к опере "Снегурочка" Н.А. Римского-Корсакова в Мариинском театре, 1895 год
Каждый акт «Снегурочки» вставлен в венок стилизованной или подлинной русской народной сказки. Композиционной рамкой третьего акта являются обряды, связанные с празднованием Семика (четверг на седьмой неделе после пасхи), одного из главных летних праздников. В этот день завивали венки и пускали их по воде с гаданием о возможном замужестве, наряжали срубленное дерево (обычно - березу), водили хороводы, пели песни.
Традиции народной сказки «Снегурочка» у А.Н. Островского «Снегурочка» прослеживается на всех уровнях поэтики произведения, и в мифо - символическом плане поднимающем проблему человеческого бытия. Действие происходит в сказочном месте - царстве Берендея. Описывая законы этой страны, Островский словно рисует своей идеал общественного устройства. В царстве Берендея люди живут по законам совести и чести. Здесь очень большое значение придается красоте. Ценится красота окружающего мира, красота девушек, цветов, песен. Не случайно певец любви Лель оказывается столь популярен. Сам царь Берендей символизирует народную мудрость.
Прочтя «сказку» Островского о Снегурочке зимой 1879-1880 годов, композитор Римский-Корсаков в 1881 году написал одноимённую оперу: ее премьера состоялась через год на сцене Мариинского театра в Петербурге. Сам композитор был уверен, что опера «Снегурочка» - его лучшее произведение.
«В первый раз «Снегурочка» была прочитана мной около 1874 года, когда она только что появилась в печати. В чтении она тогда мне мало понравилась; царство берендеев мне показалось странным.
Словом - чудная, поэтическая сказка Островского не произвела на меня впечатления. В зиму 1879-80 года я снова прочитал «Снегурочку» и точно прозрел на её удивительную красоту. Мне сразу захотелось писать оперу на этот сюжет, и по мере того, как я задумывался над этим намерением, я чувствовал себя все более и более влюбленным в сказку Островского. Проявлявшееся понемногу во мне тяготение к древнему русскому обычаю и языческому пантеизму вспыхнуло теперь ярким пламенем. Не было для меня на свете лучшего сюжета, не было для меня лучших поэтических образов, чем Снегурочка, Лель или Весна, не было лучше царства берендеев с их чудным царем, не было лучше миросозерцания и религии, чем поклонение Яриле-Солнцу».
В 1882 году меценат Савва Иванович Мамонтов решил разыграть пьесу Островского на домашней сцене у себя в Абрамцево и обратился к Виктору Михайловичу Васнецову с просьбой сделать декорации и эскизы костюмов. Самому Васнецову он отвёл в этой постановке роль Деда Мороза.
Эскизы В.Васнецова к опере Н.А. Римского-Корсакова "Снегурочка"
А позже, в 1885 году, в Русской частной опере Саввы Ивановича поставили оперу Римского-Корсакова «Снегурочка». Эскизы декораций и костюмов, разумеется, делал Васнецов. В 1899 году художник вернулся к образу Снегурочки и написал одну из самых романтических картин.
Эскизы В.Васнецова к опере Н.А. Римского-Корсакова "Снегурочка"
Но то - опера, а вот несколькими годами раньше, в 70-е П.И. Чайковский написал музыку к «Снегурочке» Островского, которая потом стала основой балета.
Наверняка многим известно всего три балета, в основу которых легла музыка Петра Ильича: «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик». Однако «Снегурочка» советского хореографа Владимира Бурмейстера - это незаслуженно забытый так называемый «четвертый балет» прославленного композитора.
«Снегурочка» Чайковского стала его подлинным шедевром, одним из самых вдохновенных сочинений, наполненных светом, богатством красок, буйным цветением сказочных колоритных образов. Это сочинение - кульминация в творческом союзе великого композитора и великого русского драматурга, ведь «Снегурочка» П.И. Чайковского была создана в содружестве с Островским.
«Что касается вообще русского элемента в моей музыке, то есть родственных с народной песнью приемов в мелодии и гармонии, то это происходит вследствие того, что я вырос в глуши, с детства самого раннего проникся неизъяснимой красотой характеристических черт русской народной музыки, что я до страсти люблю русский элемент во всех его проявлениях, что, одним словом, я русский в полнейшем смысле этого слова».
П. И. Чайковский
Весной 1873 года Чайковский был весь наполнен звуками музыки к «Весенней сказке» А. Н. Островского «Снегурочка». Во время представлений драматических спектаклей в Большом театре (по случаю ремонта Малого) дирекция предложила драматургу написать пьесу, а композитору - музыку к ней для постановки спектакля-феерии. Работали оба с упоением. Поэтичное повествование о дочери Весны и Деда Мороза - лесной девушке, пылко полюбившей и растаявшей от жгучих лучей Ярила-солнца, пленила композитора.
«Весна стояла чудная: у меня на душе было хорошо, как и всегда при приближении лета и трехмесячной свободы. Пьеса Островского мне нравилась, и я в три недели, без всякого усилия, написал музыку. Мне кажется, что в этой музыке должно быть заметно радостное, весеннее настроение, которым я был тогда проникнут».
П.И. Чайковский
Партитуру музыки к «Снегурочке» составили девятнадцать номеров. Для многих из них композитор взял подлинные русские народные песни из сборников В. П. Прокунина, Н. А. Львова - И. Прача, К. П. Вильбоа: пляска птиц, хор проводов масленицы, первая и вторая песни Леля, песни Брусилы и другие. Вся музыка к «весенней сказке» - органическое русское национальное произведение, пронизанное радостью, светом, оптимизмом, теплом и весельем, приходящим на смену оцепенению, стуже и мраку.
Использованная в качестве сюжета и далее развитая Островским народная сказка о «Снегурочке» приобрела философский подтекст. Как кредо драматурга звучит начало монолога царя Берендея: «Полна чудес могучая природа!». А вслед драматургу вторили хоры - гимны Чайковского великой и могучей силе природы, чистой и бесстрашной, самозабвенной любви девочки-Снегурочки, её чистоте и самопожертвованию.
И Островский, и Чайковский работали с огромным энтузиазмом и увлечением, постоянно общались, обменивались написанным, обсуждали сделанное. Островский выступал в роли заинтересованного заказчика, постоянно предлагал композитору для использования те или иные русские народные песни, наигрыши.
На премьере дирижировал Н.Г.Рубинштейн. Участвовали знаменитые русские драматические актеры и певцы, хор и оркестр Большого театра. Музыка очень понравилась публике и критике. Исполнялись в концертах и отдельные номера из «Снегурочки». А в 1891 году в московском «Театре XIX века» - на Театральной площади, в доме Шелапутина - сказка была поставлена целиком и прошла шестнадцать раз.
"Снегурочка" М. Врубель, Рязанский государственный областной художественный музей им. И.П. Пожалостина, 1890 год.
Вот такая сказочная история одной русской народной сказки.
А какая из Снегурочек больше нравится вам?
Poll При написании поста были использованы материалы из открытых интернет-источников.
#островский200 #сказочныеистории #красотаспасетмир #культураспасетмир #РусскоеИтальянское #анначерткова #русскиетрадиции #котбаюн ##культурноепутешествие #снегурочка #чайковский #римскийкорсаков #врубель #васнецов