Майкл Джонсон. Плакат лекции "Реклама и Дизайн", США
Плакат создан на основе игры слов "advertising" (реклама) и "design" (дизайн)
Взаимоотношения графического дизайна и рекламы начались еще в конце XIX века. Правда, тогда понятия «графический дизайн» еще не существовало, его ввел в обиход известный американский художник по шрифтам Уильям Двиггинс в 1922 году. Он назвал себя "графическим дизайнером", обобщив всю свою профессиональную работу по созданию книг, шрифта, каллиграфических этюдов и рекламных объявлений. Двиггинс указал на непосредственную связь графического дизайна, воспроизводимого в тираже, и рекламы: "Напечатанное для того, чтобы продать что-либо понимается каждым как реклама" (William Addison Dwiggins. Layout in Advertising. - Harper Brothers, 1928).
Действительно, сегодня реклама неотделима от графического дизайна. По словам Д. Огилви рекламный бизнес воспринимается им не как развлечение или род искусства, а как источник информации для покупателей. А так как иначе, визуальная информация доминирует в восприятии человека, то без графического оформления акту коммуникации будет гораздо сложнее состояться.
Однако уже более 50 лет в профессиональных кругах продолжаются споры о том, считать ли графический дизайн инструментом коммерции или искусством. С одной стороны, нельзя отрицать, что в последние годы рамки между рекламой и графическим дизайном уже практически стерты, с другой - все чаще на специализированных выставках появляются проекты, созданные только ради искусства, не имеющие никакого отношения к рекламе.
И все-таки тенденции развития и перспективы рекламы и графического дизайна лежат в одной плоскости. В связи с появлением новых технологий, активным развитием сети Интернет, в характеристиках рекламы происходят изменения, которые обусловлены переходом от сугубо визуальной подачи информации к мультимедийной. Мы перестаем воспринимать рекламные плакаты, брошюры, флаерсы как нечто двухмерное и односоставное, сегодня графические дизайнеры стараются оживить рекламные образы в глазах покупателей: достаточно вспомнить «припаркованный» на стене дома на Литейном проспекте Мерседес. Интернет же дал возможность рекламе стать интерактивной - специальные программы для создания мультимедийной компьютерной графики используются при монтаже рекламных роликов и баннеров.
Другой однозначной тенденцией развития как рекламы, так и графического дизайна становится примитивизация концепций, которая обусловлена стремлением привлечь большее число клиентов. Чем проще идея - тем шире круг потенциальных покупателей. Ярким примером могут служить рекламные биллборды компании Yota, на которых и слоганы, и дизайн не отличаются богатством художественных приемов. По тем же причинам, в современной рекламе так активно используется типографика - такое оформление текстовой информации, при котором слова и буквы становятся говорящими символами, что облегчает и ускоряет восприятие рекламного послания.
Графический дизайн сегодня разделился на 4 основных направления: это, прежде всего, корпоративные коммуникации, рекламные коммуникации, издательские коммуникации и медиа-коммуникации. Реклама также переживает процесс разделения по сферам деятельности, и в ней также превалирует проблема создания и развития корпоративной айдентики.
Так или иначе, графический дизайн и реклама начали свое развитие порознь: первый - как искусство, вторая - как коммерция. Но на данный момент эти два явления настолько плотно интегрированы друг в друга, что разобраться во всех тонкостях их взаимоотношений довольно сложно. Однако, стоит отметить, что графический дизайн стал незаменимым инструментом для рекламной коммуникации. Большой разницы между ними нет - хорошее отличается от посредственного наличием идеи и ее безупречным исполнением. Это касается и рекламы, и графического дизайна.
Анна Бузинова. "ГРАФИЧЕСКИЙ ДИЗАЙН И РЕКЛАМННАЯ КОММУНИКАЦИЯ: ВЗАИИМООТНОШЕНИЯ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ"
Конференция «СМИ в современном мире. Петербургские чтения-2010»