Город исторической доказанности. Про Новгород

Nov 24, 2024 09:19



Ещё один текст Григория РЕВЗИНА - «Великий Новгород: миф об альтернативной истории России».
Цитаты.

....Этот город выстроен так, будто находящийся в его центре кремль - невероятное сокровище, которое нельзя осквернять присутствием простых человеческих радостей, подпуская их ближе чем на километр. Только высокая духовность новгородской Софии, только думы о русской истории вокруг памятника тысячелетия.

Абсолютное большинство храмов древнего Новгорода помещено в городской контекст, который можно назвать идеальным для экспонирования и экскурсионного изучения. Рядом с ними нет никаких строений, срублены деревья, они стоят на зеленых партерах, это очень удобно, очень красиво и достойно всяких похвал. По степени постриженности травы можно судить о ранге памятника

После того как Иван Грозный уничтожил город в 1570 году, он, в общем-то, никогда не восстановился, это был великий город, а стал уездный. Бессмысленность и дикая лютость грозненского разорения - фактически это был геноцид новгородцев, при населении города в 30 тыс. человек минимальное количество казненных оценивается в 27 тыс.- заставили это место оцепенеть. И ничего даже отдаленно сравнимого с большим процветающим городом XII-XV веков оно больше из себя произвести не смогло.

Это принципиальная особенность Новгорода - в нем практически нет ткани провинциального русского уездного города, в нем только два пласта - древнерусских шедевров и советской, сталинской прежде всего, застройки.

Во-первых, это открытие берестяных грамот, исключительное событие в русской археологии и изучении древнерусской истории. Школа их изучения, отмеченная именами академиков Артемия Арциховского, Валентина Янина, Андрея Зализняка,- это высший уровень русской гуманитарной науки. … в принципе вся территория города - это место, где зарыт клад. Ее нельзя касаться, по ней лучше и не ходить, чтобы ничего не потревожить и не нарушить.

Во-вторых, это школа новгородской реставрации. Новгородские памятники очень пострадали в войну, реставрация длилась больше полувека и до сих пор не окончена, но помимо масштабов она впечатляет холодной научной скрупулезностью. В Москве, Владимире, Суздале так или иначе утвердилась школа художественной реставрации, предполагающая известное домысливание архитектором-реставратором образа здания, так сказать, по законам красоты,- это наследие еще дореволюционного опыта освоения Древней Руси, где реставратор - это одновременно ученый и художник. В результате многие хрестоматийные памятники Московского царства в реальности являются художественными произведениями реставраторов. В Новгороде этой отсебятины жестко не допускали, они восстанавливали только то, что можно было доказать со стопроцентной уверенностью, везде, где сомневались, предпочитали не восстанавливать, а консервировать, так что новгородские памятники продолжают нести на себе следы ранений и утрат, пусть и залеченных, но заметных. Московскую архитектуру украшают рюшки да кокошники, новгородскую - шрамы и травматические ампутации.

Вместе это сформировало особое отношение к городу, которое я бы назвал религиозно-медицинским. С одной стороны, это, разумеется, поклонение святыне. С другой - формой этого поклонения, своего рода ритуалом этого культа является лабораторное изучение, максимально корректное и объективное. И это очень чувствуется в городе. Например, в Суздале апофеозом радостного обращения к чуду древнерусского города является ежегодный День огурца (продукта, который Суздаль поставлял к царскому двору в XVII веке), причем овощ этот во время праздника используется по преимуществу как закуска. Ничего такого в Новгороде представить себе невозможно, хотя могли бы устроить веселые забавы в духе новгородских ушкуйников. Но тут формой приобщения горожан к истории являются официальные сообщения пресс-службы губернатора по радио и местному телевидению о находке очередной берестяной грамоты и попытки ее интерпретации. Например, в этом году была найдена грамота от некоего Прокши к некоему Нечаю, это пожелание, состоящее всего из одного слова - «Удавися». Многие нашли это примечательным в текущих обстоятельствах.

Этот город лежит перед тобой, как тело на столе хирурга, так, чтобы все, что его окружает, было сведено к минимуму и тщательно обеззаражено. И здесь стоит задаться вопросом: это препарат чего?

Открытие берестяных грамот, помимо своего значения для изучения древнерусского языка, потому оказалось настолько значительным для всей России, что совпало с базовым мифом о Новгороде. Вот древнерусский город, который в XII веке был тотально грамотным, письма на бересте писали друг другу дети, купцы, дружинники, женщины - все. А не то что до ликвидации безграмотности советской властью народ читать не умел. И это тот самый город, который в 1136 году изгнал князя Всеволода Мстиславича и создал Новгородскую республику, которая просуществовала несколько веков,- это не было самодержавие. И это тот самый город, который входил в Ганзейский союз, был частью Европы, когда Москва была частью Орды. Даже тот же памятник тысячелетия, поставленный в 1862 году, тогда воспринимался как-то в связи с отменой крепостного права, а само тысячелетие, начавшееся призванием варягов, было в известной степени манифестацией России как западноевропейской страны - все же кем-кем, а азиатом Рюрик не был. И это тот самый город, в самих древних храмах которого есть нечто готическое. Там кажется, еще немного, и мост через Волхов стал бы торговым, как Понте Веккьо во Флоренции, и появились бы одно за другим палаццо вельмож, как Грановитая палата архиепископа Евфимия II в Новгородском кремле, и ратуша, как его же Часозвон там же - первые в России городские часы, и вот возник бы первый университет… И все это было потоплено в крови Иваном Грозным.

Это миф древнего Новгорода в невероятной чистоте, потому что после того, как миф убили, город развиваться перестал и поверх ничего не наросло.

Новгород - город, смысл которого определяют замороженные мечты об альтернативной истории. Это довольно редкий смысл, причем тут не совсем понятно, какой смысл важнее - альтернативность или замороженность. Сейчас, мне кажется, замороженность все же важнее. Я вот думаю, патриотизм ведь не обязательно должен быть горячим. Исходя из нормального распределения человеческих темпераментов должен рождаться такой хладнокровный, сдержанный патриотизм. Мне кажется, Новгород можно считать скрепой скорее флегматического патриотизма и таким образом и толковать его важность для современной русской истории.

Тексты_о_городах

Previous post Next post
Up