Говорила я, что превращение бывшего гетто в квартал вечеринок - это не про деньги, а про педагогику? Что разной степени официальности муралы - о том же?
Цитировала я Орбана: «Западный мир объявляет, что важнейший вопрос - какой мир оставляем нашим детям. Колоссальная ошибка! Правильный тезис обратный: каких детей мы оставляем миру!»?
Сходила в Дом венгерской музыки - вот уж где педагогика работает неустанно, похлеще электростанции.
Как показать в музее музыку? Не музыкальные инструменты, не портреты композиторов, а саму музыку?
Внутри Дома венгерской музыки прячется лабиринт, где музыка начинается с лесных звуков и барабанов. Барабаним мы сами, стучим в тамтамы, слушаем в наушниках вместе с шумами леса.
Потом идёт музыка народная (народная венгерская), закольцованная в земледельческий год. Это то, что на первом кадре. Там на деревянных дисках всё расписано-нарисовано: когда новый хлеб печь, когда скот загонять, когда гуся поедать (в дни святого Мартина, вестимо). И какие песни когда петь. Крутим год за деревянную рукоятку и слушаем.
Монахи, в витражах изображённые, поют. Слава новым технологиям - поют, рты разевают, глазами водят, головами кивают. Помните?
«Мы пели из божественной книги, свидетельствовали о Слове, сошедшем просвещать народы, и я будто зреть мог, как дневное светило всем сиянием и жаром заполняет храм. Свечение, пока ещё невиданное, казалось мне - исходило от нашей песни, мистический крин раскрывался мне, благовоннейший, между крестовинами вольт. «Благословен, о Господь, за миг сего невыразимого блаженства!» - немо молился я и спрашивал у сердца: «Чего ты, глупое, страшилось?»»
Адсон, помнится, слушал псалмы, «изнывая в их дивном созвучии, как в преддверии райских услад». Музей - дело трезвое, просветительское, но сколько ж можно тут переслушать, в любой момент отрываясь и возвращаясь, читая пояснения и разглядывая иллюстрации!
Я иногда говорю туристам, что рассмотрение конструкции купола Базилики Святого Иштвана изнутри приравнивается к одному семестру в техническом вузе.
Меня, в музыкальную школу не ходившую, просветили бы здесь насчёт средневековой музыки основательно - но это у меня первый визит, знакомство, и надо идти дальше.
Ай, какие молодцы! Оперу как искусство показали прежде всего как здание - здание будапештской Оперы,
то самое. Да, церковные песнопения - витражи, то есть окна из мира дольнего в мир горний, логично. А опера - здание, собирающее в себе общество, коробочка, шкатулка, и внутри она прекрасней, чем снаружи, что в случае со зданием Миклоша Ибла, скажем честно, не так-то просто.
Макет позволяет заглянуть за кулисы - там монтируют декорации. Всё движется, конечно. И звучит.
Ещё фокус: зеркало - не зеркало, а устройство для примеривания на себя театральных масок. Ладно, девушки - вполне солидный джентльмен оторваться не мог, примеряя гусарские усы и кивер.
Опять фотографии, опять движущиеся фигурки, опять мы трогаем предметы в экспозиции - и они звучат! Во всю стену светится фасад Музыкальной академии, к нему движется рука с увеличительным стеклом - и появляется Лист, скульптурой на фасаде.
За дверью мелькают фигуры в ритме вальса - там бал.
Всё это можно (и нужно) трогать, всё это хочется (и можно) фотографировать. То есть участвуешь в процессе не только тем, что ходишь и включаешь всякое - и оно оживает! - но ловишь в кадр моменты, строишь композицию, монтируешь репортаж…
С ХХ веком проще: это Листа мы знаем по живописи, а Элвис - вот он, живой. Кстати, сколько старых радиоприёмников сохранилось в Будапеште? Они в музеях стоят, в антикварных лавках, в кофейнях и ромкочмах, в библиотеке Дома музыки - рядами на полках, и тут в экспозиции. Хотела послушать, что в них, но девчонки сидели в наушниках, крутили ручки, гоняли красную стрелку по шкале - не оторвать.
Школьные группы, кстати, шли сплошным потоком. Я потом спросила, сколько требуется времени, чтобы рассмотреть и прослушать всё? Говорят, два часа подряд. Нет, думаю, куда больше, даже если только слушать - а ведь ещё рассматривать, читать, соображать и удивляться… Мы только в тамтамы стучали минут пять, на оперетту я лишь глянула, в телевизоры семидесятых и не заглянула - и то час пролетел. Так что приходить надо и в первом классе и в пятом, и в выпускном, слушая то, что на сердце ложится, понимая то, что ум готов понять.
Мне так точно одного раза не хватило.
Выхожу. Снимаю наушники. Завидую венгерским школьникам.