Большая венгерская педагогика

Nov 14, 2024 08:31



Говорила я, что превращение бывшего гетто в квартал вечеринок - это не про деньги, а про педагогику? Что разной степени официальности муралы - о том же?
Цитировала я Орбана: «Западный мир объявляет, что важнейший вопрос - какой мир оставляем нашим детям. Колоссальная ошибка! Правильный тезис обратный: каких детей мы оставляем миру!»?
Сходила в Дом венгерской музыки - вот уж где педагогика работает неустанно, похлеще электростанции.
Как показать в музее музыку? Не музыкальные инструменты, не портреты композиторов, а саму музыку?
Внутри Дома венгерской музыки прячется лабиринт, где музыка начинается с лесных звуков и барабанов. Барабаним мы сами, стучим в тамтамы, слушаем в наушниках вместе с шумами леса.
Потом идёт музыка народная (народная венгерская), закольцованная в земледельческий год. Это то, что на первом кадре. Там на деревянных дисках всё расписано-нарисовано: когда новый хлеб печь, когда скот загонять, когда гуся поедать (в дни святого Мартина, вестимо). И какие песни когда петь. Крутим год за деревянную рукоятку и слушаем.



Монахи, в витражах изображённые, поют. Слава новым технологиям - поют, рты разевают, глазами водят, головами кивают. Помните?
«Мы пели из божественной книги, свидетельствовали о Слове, сошедшем просвещать народы, и я будто зреть мог, как дневное светило всем сиянием и жаром заполняет храм. Свечение, пока ещё невиданное, казалось мне - исходило от нашей песни, мистический крин раскрывался мне, благовоннейший, между крестовинами вольт. «Благословен, о Господь, за миг сего невыразимого блаженства!» - немо молился я и спрашивал у сердца: «Чего ты, глупое, страшилось?»»




Адсон, помнится, слушал псалмы, «изнывая в их дивном созвучии, как в преддверии райских услад». Музей - дело трезвое, просветительское, но сколько ж можно тут переслушать, в любой момент отрываясь и возвращаясь, читая пояснения и разглядывая иллюстрации!



Я иногда говорю туристам, что рассмотрение конструкции купола Базилики Святого Иштвана изнутри приравнивается к одному семестру в техническом вузе.



Меня, в музыкальную школу не ходившую, просветили бы здесь насчёт средневековой музыки основательно - но это у меня первый визит, знакомство, и надо идти дальше.



Ай, какие молодцы! Оперу как искусство показали прежде всего как здание - здание будапештской Оперы, то самое. Да, церковные песнопения - витражи, то есть окна из мира дольнего в мир горний, логично. А опера - здание, собирающее в себе общество, коробочка, шкатулка, и внутри она прекрасней, чем снаружи, что в случае со зданием Миклоша Ибла, скажем честно, не так-то просто.



Макет позволяет заглянуть за кулисы - там монтируют декорации. Всё движется, конечно. И звучит.



Ещё фокус: зеркало - не зеркало, а устройство для примеривания на себя театральных масок. Ладно, девушки - вполне солидный джентльмен оторваться не мог, примеряя гусарские усы и кивер.



Опять фотографии, опять движущиеся фигурки, опять мы трогаем предметы в экспозиции - и они звучат! Во всю стену светится фасад Музыкальной академии, к нему движется рука с увеличительным стеклом - и появляется Лист, скульптурой на фасаде.
За дверью мелькают фигуры в ритме вальса - там бал.



Всё это можно (и нужно) трогать, всё это хочется (и можно) фотографировать. То есть участвуешь в процессе не только тем, что ходишь и включаешь всякое - и оно оживает! - но ловишь в кадр моменты, строишь композицию, монтируешь репортаж…



С ХХ веком проще: это Листа мы знаем по живописи, а Элвис - вот он, живой. Кстати, сколько старых радиоприёмников сохранилось в Будапеште? Они в музеях стоят, в антикварных лавках, в кофейнях и ромкочмах, в библиотеке Дома музыки - рядами на полках, и тут в экспозиции. Хотела послушать, что в них, но девчонки сидели в наушниках, крутили ручки, гоняли красную стрелку по шкале - не оторвать.



Школьные группы, кстати, шли сплошным потоком. Я потом спросила, сколько требуется времени, чтобы рассмотреть и прослушать всё? Говорят, два часа подряд. Нет, думаю, куда больше, даже если только слушать - а ведь ещё рассматривать, читать, соображать и удивляться… Мы только в тамтамы стучали минут пять, на оперетту я лишь глянула, в телевизоры семидесятых и не заглянула - и то час пролетел. Так что приходить надо и в первом классе и в пятом, и в выпускном, слушая то, что на сердце ложится, понимая то, что ум готов понять.



Мне так точно одного раза не хватило.
Выхожу. Снимаю наушники. Завидую венгерским школьникам.

Музеи

Previous post Next post
Up