Книга_Букв. Часть VII. Литеры Счастья. Береги интерлиньяж смолоду

Sep 14, 2023 08:23



Береги интерлиньяж смолоду

А вот кто-то совсем недавно рубил дрова.
        Арсеньев В. К., Рассказы

Печальная история никому не известного мема [1] уводит нас в те времена, когда дизайнеров не было.
Дизайнеры - они же как лошади: или цирковые или рабочие. Цирковые, в блёстках и с чёлочками, тоже нужны миру, но для красоты. А если насчёт спроектировать книгу, или корабль, или портки для жизни, то требуются другие дизайнеры - рабочие дизайнеры различных специализаций.
Во времена дремучие, ещё до компьютеров, но сразу после динозавров, функции графических дизайнеров выполняли наборщики и метранпажи. Это была особая каста типографских интеллигентов со своими особенностями работы, быта и фольклора. И как у любой профессиональной касты, весь фольклор у наборщиков строился вокруг дел и событий их ежедневной работы, для посторонних загадочной. Шуточки их, как шуточки офеней или городских извозчиков, были непонятны вне их узкого круга даже в те времена, что уж тут говорит про сейчас. Буркнет такой: «И что ты тут засечки растопырил, как бодони [2]?» в адрес собрата, загородившего собой проход, - собрат поймёт и посторонится. А чужих в типографиях не бывает.
Складывая литеры в слова, а слова в строки, следили наборщики за тем, чтобы и строки получались ровные, и интерлиньяж, то есть расстояние между ними, тоже. Хотя интерлиньяж вовсе не был тем, за чем нужно было специально следить. Металлические литеры и так не позволяли придвинуть строчки слишком близко, так что задача беречь интерлиньяж была более дзенской практикой, чем технологическим требованием. Не правилом, но мемом, суммирующим то, что не предусматривалось должностными инструкциями и производственными нормативами.
А потом высокий набор ушёл в закат - но не как солнце, не до завтра, а навсегда. И огромный наборный цех с тысячью шрифтовых и политипажных касс, с сотней работников в три смены, курилкой, столовой и красным уголком стал помещаться в небольшую настольную тихо жужжащщую коробочку. И профессия наборщика умерла. И метранпажи разделили участь динозавров. И их фольклор унесло ветром, да и что тут поделать.
Но одна их поговорочка, генезис которой никем всё ещё не исследован, осталась. Потому что она - про самую суть, про самую мякотку графического дизайна.
Буквы же нам в наследство остались, и их всё так же нужно расставлять в строки, собирать в полосы и складывать в книги. И всё так же нужно это делать хорошо и красиво, как завещал Гутенберг [3], как учил Чихольд [4]. Засечки новоантиквенные [5] выравнивать тщательно. Не путать ёлочки с лапочками. Ставить точки над буквой Ё.
И беречь интерлиньяж!
Смолоду!

[1] Мемы (Р. Докинз, 1976) , они же «ментальные микробы» (В. М. Бехтерев, 1898), живут, как настоящие герои: ярко, но недолго.
[2] Bodoni - один из самых красивых шрифтов, придуманных человечеством. Точнее, это семейство гарнитур, основанных на рисунке шрифта, разработанного итальянским шрифтовиком Джамбаттистой Бодони (1740-1813). Засечки у бодони действительно выдающиеся.
[3] См.: «Гуттен морррген, герр Гутттенберг!» данного издания.
[4] Ян Чихольд (1902-1974) - типограф, дизайнер, преподаватель и писатель. Книги его - «Основы типографики» («Elementare Typographie», 1925) и «Новая типографика» («Die Neue Typographie», 1928); русский перевод 1980 г. - совершили переворот в способах набора.
[5] Имеется в виду третья модификация антиквы, то есть класса типографских наборных шрифтов, разработанных в эпоху Возрождения великими европейскими типографами, в том числе тем же Джамбаттистой Бодони и, позднее, Франсуа Амбруазом Дидо. Скрипки Страдивари, литеры Гутенберга, фуги Баха, ордера Виньолы, законы Ньютона, шрифты «антиква» - это всё одного уровня явления. Фундамент.

Береги интерлиньяж смолоду!
2004
Дерево, объекты.
38х47х8
частная коллекция

Наша прекрасная Книга_Букв начала путешествие по миру. Счастливые владельцы читают, удивляются, показывают гостям украшающую обложку персональную деревянную подлинную типографскую литеру. Они теперь абсолютная редкость! Вот вы типографскую литеру в руках хоть раз держали?

Подробнее о проекте Книга_Букв - в объясняющем разделе сайта http://thebookofletters.ru/about_ru/
Контакты для заказа книги и приобретения самих арт-объектов:
Максим Гурбатов ma.gu@bk.ru
+36 20 488 7451
или
Анна Чайковская anna.chay@yandex.ru
+36 20 996 0175.

#Книга_Букв
#Книга_Букв_по_четвергам
http://thebookofletters.ru/

Книга_Букв, #Книга_Букв, #Книга_Букв_по_четвергам

Previous post Next post
Up