Владелец Таты граф Миклош Эстерхази был послом в Санкт-Петербурге. То есть послом-то он был и в Париже, и в Лондоне, и в Лиссабоне, и в Дрездене, но Петербург стал вершиной его дипломатической карьеры.
От императрицы Марии Терезии к императрице Елизавете Петровне. Эпоха дам на тронах! «Мой отец /…/ был в сложных, запутанных отношениях с восемнадцатым веком», - писал Петер Эстерхази, правда, имея в виду скорее Ференца Эстерхази, чем Миклоша. Ещё бы.
Ожидалась война, которую потомки назовут Семилетней, графу Миклошу Эстерхази надлежало обеспечить участие России в антипрусской коалиции на стороне Священной Римской империи.
Однако ж жизнь петербуржская шла по своим законам. Весёлая царица Елизавет развлечениям уделяла куда больше времени, чем делам, пусть даже всеевропейской значимости.
Граф ждал, скучал и мёрз.
Мёрз и скучал.
В письмах, правда, он больше, чем на русский холод, жалуется на тяжелейшее желудочное заболевание, которое подхватил, будучи послом в Мадриде (да, широкая география представлена в его Curriculum vitae).
«Здешний климат слишком отличается от нашего и совершенно не здоров, изо всех мадридских проулков доносится ужасающая вонь, исходящая от разбросанных повсюду нечистот, весь здешний образ жизни - когда нет ни малейшей возможности ни прогуляться, ни с кем-либо пообщаться, и приходится отказываться от самой мысли об удовольствиях и смене впечатлений - слишком неприятен для меня, чтобы я со временем смог к этому привыкнуть» - писал он из Мадрида.
В Петербурге оказалось по крайней мере весело. Но дорого.
«Роскошь при здешнем дворе совершенно необузданная, она не идёт ни в какое сравнение с тем, что я перед отъездом представлял себе по рассказам очевидцев; они являются даже на обычные куртаги в богатых нарядах, что не оставляет мне выбора: придётся каждый год для всевозможных гала заказывать себе приличествующий гардероб».
Дипломатические обязанности предписывали не манкировать балами, императрица полюбила играть с послом в карты, а кроме того, пригласила его погостить в Стрельне, где имелись источники, знаменитые своими целебными свойствами. Вода эта, с тех пор, как граф начал пить её ежедневно за обедом, совершенно избавила его от страданий.
Прожил граф Миклош Эстерхази в Санкт-Петербурге с 1753 по 1761 год.
И - главное - 30 ноября 1755 года был награждён Орденом Святого апостола Андрея Первозванного, высшей государственной наградой Российской империи, украшенным бриллиантами и сапфирами, самой престижным и высшим русским знаком отличия. За что?
Деятельность его при российском дворе и официально, и по сути была нацелена на благо не Российской, а Священной Римской империи, он выполнял поручение Марии Терезии, действовал в её интересах…
Есть тут одна сплетня. Но сплетня - дело устное, рассказываемое шёпотом, намёками, взглядами и улыбками, пожиманием плечами и возведением очей, так, чтобы рассказчик всегда мог сам себя оборвать на полуслове и сделать вид, что вовсе даже ничего такого не говорил, и даже не имел в виду, ну что вы, право, что вы такое себе подумали. Устно - устно могу рассказать, если к месту придётся. А здесь - здесь, пожалуй, писать не буду. Ну их, сплетни из галантного века.
С тем веком даже графы Эстерхази пребывали в сложных, запутанных отношениях.
Источники:
Видеоматериалы музея Esterházy-Kastély Tata
https://nof.hu/hu/varak-kastelyok/tataesterhazy-kastely/https://tataikastely.hu/О.В. Хаванова. Имперский посол в Санкт-Петербурге граф Миклош Эстерхази: реконструкция биографии. Москва. 2017
П. Эстерхази. Harmonia cælestis. М., 2008