Провинция очаровательна. Таково её постоянное свойство, независимое от погоды и времени года, но заметно усиливающееся, если к прелести пейзажа и архитектуры добавляется имя.
Эстерхази - имя для Венгрии важное. В какое столетие, с XVII начиная, ни загляни, обязательно уткнёшься в какого-нибудь из Эстерхази. Петер Эстерхази, носитель этого же имени и гениальный писатель, смотрел на череду предков из ХХ века, мы теперь, сквозь его книгу, из XXI-го.
«Школьная экскурсия: горы Баконь-Вертеш-Герече, старинный замок.
- Вот пример ужасающих феодальных порядков! - с гневом указывала на камни училка Варади.
- А твой дед был нехилый мужик, - прошептал кто-то рядом со мной.
- Ага.
Мы не очень-то ужасались; я уже надоел всем до чертиков, надоела моя фамилия и что Варади беспрерывно меня поминает (правда, при этом она на меня не глядела, за что я был ей признателен). Понятно, во время прогулки по Вертешу обойтись без таких упоминаний невозможно. Но чтоб там - а, видимо, именно это и выяснялось по ходу экскурсии - все кругом было наше, в такое никто не верил. Никто. Только Варади, клокотавшая пролетарским гневом.
Приближаясь к очередному охотничьему замку, мальчишки ехидно подмигивали, ну что, это тоже твой?! - на что я отвечал, ну понятно, не Терешковой же».
Сквозь книгу и сквозь камни. Дворец, построенный для графа Миклоша Эстерхази в XVIII веке, только-только полностью отреставрирован, причём так аккуратно и деликатно, что, не требуя от посетителей веры в подлинность каждого дивана и каждой люстры, даёт всё же ощущение максимально возможного приближения к эпохе.
Возможно, как раз потому, что в музее первым делом показывают дворец не то что в том виде, в каком он был когда-то, но - внимание - в том виде, в каком он и не существовал. По замыслу это должен был быть образцовый барочный дворец с парадным двором. Но не сложилось.
Да и само слово «дворец» не очень-то сюда подходит. По-венгерски это не дворец (palota), а kastély, что словари переводят как замок. Оглядываешься по сторонам - где башни, где рыцарские доспехи? И вспоминаешь Пушкина:
Почтенный замок был построен,
Как замки строиться должны:
Отменно прочен и спокоен
Во вкусе умной старины.
Везде высокие покои,
В гостиной штофные обои,
Царей портреты на стенах,
И печи в пестрых изразцах.
Именно так и выглядит графский дворец, и соображаешь, наконец, что слово kastély должно относиться не только к самому зданию, но ко всему комплексу, включая конюшни и служебные помещения. Поместье, иными словами. Имение.
А так - всё на месте. И печи, и обои, и портреты. Это не замок (как, впрочем, и у Пушкина). Это дом. Построенный более для себя, чем напоказ. Даже парадного двора нет. И главная лестница не для того строилась, чтобы поражать воображение. Тут, похоже, совсем никто никого поражать не собирался.
Портреты монархов должны свидетельствовать, кому обитатели замка служили. Но не только не только. Как раз с Иосифом II отношения у семьи Эстерхази не сложились (а с кем у этого умного, не мудрого императора они сложились?). А Франц, тот, что в зеркале, тот, что умудрился побыть сначала Францем II, а уже потом Францем I, сюда приезжал в 1809 года, по делам подготовки Шёнбруннского мирного договора.
И Франц Иосиф, само собой. В компании с германским императором Вильгельмом II.
Охотились. В войну играли… мда. А после Первом мировой, в 1921-м, здесь же провёл несколько дней уже не-король Карл IV. Это отдельная история.
Тата, час езды от Будапешта. Ещё одно место, устроенное правильно и разумно. И город вокруг - очаровательный.