как много нам открытий чудных :)

Sep 02, 2009 12:42

Любопытное мне на слух вдруг обнаружилось: почему мы говорим "ково" ("каво"), с письменного "кого" (и все окончания на "-го"). Подозреваю, что наследие церковно-славянского произношения: смягченные окончания (на украинский манер). Послушала свои же (ошибиться трудно) записи знаменного пения - ну отчетливо же слышится "-во" в окончаниях. Клянусь, ( Read more... )

слова и звуки

Leave a comment

Comments 6

machasgracias September 2 2009, 10:12:48 UTC
мягкое, "хохляцкое" "г", к счастью, осталось у поморов!

Reply

ann_vinogradova September 3 2009, 04:05:24 UTC
да, в Рижской общине шикарное произношение. У Пичугина.

Reply


ludenhoff September 2 2009, 10:38:48 UTC
Да, обычно это явление объясняют так: с какого-то момента в окончаниях -ого, -его, -аго, -яго появилось фрикативное ("мягкое", как вы говорите) "г". Затем оно ослабло до нуля (то бишь выпало). Соседние гласные (нередко это были "о" и "о" - в случае окончания -ого) оказались рядом, возникло так называемое зияние (два гласных подряд, что для славянских языков в целом нехарактерно). Зияние было устранено вставкой звука "в" (подобно тому как этот звук возникает в просторечном "радиво"), артикуляционно родственного гласному "о" (последний - огубленный, а "в" - губно-зубной).

Но вот откуда там фрикативное "г" - не знаю. Если правда, что это влияние церковнославянского, то в средне- и севернорусских говорах должно сохраниться исконное -ого (с "г", а не с "в"). Но как тут обстоят дела - честно сказать, не знаю.

Reply

ann_vinogradova September 3 2009, 04:18:32 UTC
ну, вот в рус.нар.песне "Со вьюном я хожу" никак не споешь "А со праваВО на лево положу" - слишком много В получается, не лезет. "А со праваГО на лево положу" - очень легко, само складывается. Очень легко представить, что - "А со права'о на лево...". Но этот пропуск к фрикативному Г физиологически куда ближе, чем к В. Уход то есть согласной назад в гортань, до "исчезновения" в горле, - движение противоположное тому, которое наружу, в губные звуки. Если В наследник этого "уходящего" Г, то он, скажем так, наследник "со стороны". Не кровного родства.

Reply

ludenhoff September 3 2009, 09:22:15 UTC
Нет, не прямой наследник. Цепочка, надо полагать, такая: 1) фрикативное "г" ослабляется вплоть до исчезновения; 2) два лабиализованных (огубленных)гласных оказываются рядом; 3) между ними возникает "прокладка", - вероятно, первоначально это был не губно-зубной согласный "в", а губно-губной сонант наподобие английского w; 4) сонант, не поддерживаемый фонологической системой русского языка, преобразуется в губно-зубной согласный "в" (аналогичный процесс имело место в истории греческих дифтонгов ευ и αυ).

Reply

ann_vinogradova September 5 2009, 04:03:56 UTC
ага, похоже.

Reply


Leave a comment

Up