На самом деле о пресловутом "4 ноября" писать нет смысла - потому, что сейчас уже хорошо понятно, что праздник не прижился. Как не прижились все "антисоветские праздники", введенные после 1991 года: и "день независимости" (от мозгов, видимо), и "день флага" (сиречь, день псевдопутча 1991 года), и "день конституции", который был настолько неинтересен всем, что его банально отменили. Все это настолько банально и настолько очевидно, что сейчас даже самый активные "борцы с антсоветчиной" на эти унылые праздники перестали обращать внимание. (Помню, лет 10 назад писали про то, что "это не праздник", но сейчас это прекратилось. Ну да: дуб дерево, Волга впадает в Каспийское море, а 4 ноября 1612 года ничего не произошло.)
Но если с "Днем Народного Единства" все ясно, то вот с той датой, которую этот "День" должен был заменить, ситуация обстоит гораздо более интересно. Потому, что отрицать важность Революции 1917 года, а так же ее кульминации, случившейся 25 октября (7 ноября по н.с.) просто смешно. Потому, что не только за прошедший век, но, ИМХО, вообще как минимум, за прошедшее тысячелетие трудно найти события, более важного в истории человечества. Если что - то только "падение Рима" может сравниться по значимости, но там нет конкретной даты, а наоборот, есть "размазанность" случившегося более, чем по двухстам годам. (Ну да: начало данного явления можно дотировать как минимум, с начала раздела Империи на Западную и Восточную, т.е. с 395 года. Но вполне возможно, что отсчет стоит вести с переноса столицы Константином I в города Византий - который случился в в 330 г от Р.Х.)
Впрочем, если честно, то и история Революции представляет собой что-то подобное: начавшись в падения монархии в феврале 1917, она шла - претерпевая несколько кризисных моментов - как минимум, 1923 года! Конкретно же 25 октября случилась просто кульминация данного процесса - недаром сами большевики первое время (года до 1919-20) называли это событие "Октябрьским переворотом", подразумевая именно то, что оное есть лишь момент "большой Революции". (Впоследствии это название было убрано в рамках общего упрощения картины, и случившееся начали называть Октябрьской революцией, а затем и Великой Октябрьской Социалистической революцией - что соответствует идеологическим задачам, которые тогда были первичными. О верном понимании тогда не задумывались: все это видели своими глазами, и в целом понимали - что к чему.)
Но сейчас уже становится понятным, что "узкое" разделение единой Революции не только на "две Революции в течение одного года" - ну, так и Великую Французскую давайте делить тогда на штук пять "отдельных революций" - но и "локализация" только ее только 1917 годом, будет ошибочным.
Потому, что как минимум следует учитывать произошедшее в 1918 (разгон Учредительного собрания - это так же революционный акт, по значению не меньший ареста Временного правительства), во время Гражданской войны, наконец, то, что было после нее, когда был образован СССР в 1923 году. (Т.е., когда произошла "минимальная сборка" России на новой базе.) Но и это, если честно, будет только минимум.
Ведь - еще раз - мы считаем "время ВФР" начиная с 1789 по 1799, со взятия Бастилии до пресловутого "18 брюмера", когда власть перешла к диктатуре "Первого консула". (Сиречь Наполеона Бонапарта.) Хотя, если честно, то надо завершать "отсчет революции" только на провозглашении Империи, т.е., лишь в 1804 году. Но в данном случае - это не важно. Важно, что "соотнесение Революции с одним днем" есть очень большая ошибка, которая, ИМХО, уже очень дорого стоила тем же большевикам. (И которая - если честно - настолько очевидна, что сложно понять людей, которые ей следуют.)
И поэтому мы должны признать, что провозглашение "25 октября 1917 года" Днем Революции может иметь исключительно символический характер. Так же, как, например, провозглашение 14 июля 1789 года "Днем Великой Французской революции". Впрочем, французы в этом случае оказались более логичными: они свой праздник назвали "День взятия Бастилии" - хотя смысл он имеет аналогичный указанному выше. Но, в любом случае, считать Революцию эквивалентным "Дню Революции" есть очень большая ошибка.
Но на самом деле тут мы имеем дело с еще более сложным случаем. Потому, что сущности "Великой Русской Революции" и "Великой Французской Революции" различны. Потому, что ВФР, во-первых, была "локальной" революцией - сменой власти в отдельно взятой Франции. (Да, были некоторые "общеевропейские последствия" - вроде введения "кодекса Наполеона" и смены династий в ряде стран - но не критические.) Русская Революция же - как уже много раз говорилось - полностью перекроила карту мира! Одна только ликвидация мировой колониальной системы - которая выстраивалась с 16 века - чего стоит! Причем, надо понимать, что этот процесс еще на завершился: в 1980-90 годы казалось, что вместо "старой" колониальной системы выстраивается новая, неоколониальная. Но сейчас уже ясно, что и последняя долго не простоит...
То есть, обращаясь к Русской Революции 1917 года, мы на самом деле обращаемся к еще более фундаментальному процессу, нежели "просто" смена общественного устройства! (То есть, "революция" в классическом понимании.) На этом фоне даже "классическая модель" - с "термидором", "брюмером" и "реставрацией" оказывается слишком конкретной - потому, что в реальности мы имеем дело с очень большими и крайне сложными явлениями, "запущенными" в 1917 году в России, но охватывающими весь мир. И да: взаимодействующие друг с другом, и скорее порождающие новые явления, нежели могущие существовать достаточно долго. (То есть, изначальная "волна" затухает - но рождает новые волны. Причем - порой в неожиданной области.)
Вообще, если честно, то "волновая теория" социальных переходов, ИМХО, на текущем уровне развития гораздо более интересна, нежели "корпускулярная", придающая базовое значение действиям и мыслям отдельных людей. Но это, понятное дело, тема отдельного разговора. Тут же важно только то, что невозможно определить точное "время Революции", невозможно дать ей какое-то хронолокальное определение - год, а уж тем более, дату! Потому, что любое "число" тут будет чистой и неприкрытой ложью - не меньшей, нежели пресловутое "4 ноября, как дата прекращения Смуты". (На самом деле - большей! Потому, что время Смуты мы, в общем-то, можем "уложить" в два десятилетия, а время Революции - нет.)
Что отсюда вытекает. Ну, первое - банальное: не стоит искать в числах сокровенный смысл, следует понимать их очевидную условность. Ну да: назвали "7 ноября днем Великой Октябрьской Революции" - так это надо понимать, что именно в этот день и надо праздновать данное событие, а вовсе не то, что именно в этот день оно произошло. И в этом смысле - см. выше - "новый праздник" не более бессмысленен, нежели советский. (Другое дело, что он вообще бессмысленен: Смута никогда в России не воспринималась, как "определяющая будущее", просто династический кризис, не более того. В Европе бывало и хуже - см. те же "Лигу", "Фронду" и т.п. во Франции - но оное завершение никто не празднует.)
Второе - много более важное: необходимо понимать, что длительность процесса Революции много превышает период жизни отдельных поколений. И если честно, то даже сейчас мы еще проживаем в "ее - Революции - времени". Да, мы участники революционных событий, представьте себе. И наши дети, и наши внуки будут этими участниками. И лишь через 100-200 лет в лучшем случае - через 200 лет постоянного "качания маятника", то кажущейся "окончательной победы" Красных, то такой же "окончательной победы" Белых - мы перейдем ко времени начала строительства коммунизма, к социализму.
Ну, а до самого коммунизма, ИМХО, придется "потерпеть" пару тысяч лет. Победа социализма будет означать только то, что "маятник" не будет возвращаться во времена "частнособственнической организации производства", что никто даже не будет вспоминать про то, что "собственник эффективнее". (Потому, что на самом деле частная собственность = катастрофа для крупного производства уже сейчас. А в будущем - будет и для мелкого.) Только после этого и можно будет говорить об окончательной победе Революции.
Но об этом, понятное дело, так же надо говорить уже отдельно...