Неожиданное про Китай и Ельцинскую Россию

Oct 25, 2024 10:46

Ну, и еще для понимание того, что же такое - социальная динамика и как же важно иметь ее в виду - хочется указать на одно очевидное, но при этом забавное сравнение. А именно: на то, как соотносится - например - убогая РФ времен Ельцина какого-нибудь 1996 года и КНР этого же времени, который как раз тогда закладывал основы своего благосостояния. (Точнее, конечно - закладывал основы он при Мао, в 1996 году же шел переход развития "из скрытой формы в явную".)

Так вот: как, например, соотносилось "душевое ВВП" этих стран? Да очень просто: несчастная, раздираемая внутренними конфликтами нищая "Россияния", разворовываемая олигархами и ведущая войну в Чечне, имела ВВП на душу по ППС порядка  18 тыс. долларов. (По 1,5 тыс. "баксов" в месяц, если что!) А у "активно шедшего в будущее" Китая этот показатель был... 2,8 тыс. долларов в год! То есть, по 233 доллара в месяц, в 6,4 раза МЕНЬШЕ, чем в РФ.

Еще раз: страна, в которой стояли заводы - а часто просто закрывались с продажей оборудования на металлолом, страна, в которой "лучшим местом работы" для женщин было место проститутки (по разным данным, тогда было от 500 тыс. до 3 млн. !!! проституток, т.е. чуть ли не каждая 20 женщина), страна, где зарплату не выплачивали по пол года (и это считалось еще "хорошо"), страна, где пили технический спирт и все подъезды были завалены шприцами, где нефть продавалась за рубеж под именем "скважинной жидкости", где замерзали города, где в Чечне или Дагестане в рабстве были десятки тысяч людей... ну и т.д. и т.п., так вот, эта страна "по показателям" жила не просто много лучше, но много эффективнее, нежели страна, которая уже тогда активно двигалась к текущему экономическому лидерству.

Самое же забавное: это наблюдалось не только на формальных данных. Например, РФ в 1996 году изготавливала 835 тыс. легковых автомобилей, из которых 215 тыс. было поставлено на экспорт. Китай произвел примерно столько же (905 тыс.) - но из них не было экспортировано НИ ОДНОГО. Потому, что "китайское авто" было не только плохо сделано - но еще и очень сильно устаревшим, и его не брали даже в самых бедных странах. Впрочем, что там "экспорт" - тогда китайские города представляли собой "царство велосипедов" и пресловутых "тук-туков" - пассажирских мопедов примитивной конструкции.

Или вот еще важный показатель: производство электроэнергии. В 1996 году РФ произвела 847 млрд. кВт*ч - по 5722 кВт*ч на человека. Китай же в этом годы нагенерировал порядка 1000 млрд. кВт*ч - по 820 кВт*ч на человека! В семь раз меньше, если что! И это - еще раз - уже не время "культурной революции", а период развитых "дэновских реформ". Но - "дикость" еще очевидная, "велосипедная", еще полная (казалось бы) архаика. Кстати, если кто еще помнит: какие локомотивы тогда ездили по китайским дорогам? Тогда об этом так же любили писать в "перестрочной прессе" - видимо, как иллюстрация того, что бывает, если "не разоблачают культ личности".

Если не вспомнили - то паровозы. Еще раз: 1996 год, "мелкомягкие" уже свои висючие девяносто пятые "форточки" выпустили, народ уже в "дум-2" вовсю режется - причем, не только на экране, но и в "шлеме виртуальной реальности". (Сам видел в Нижнем Новгороде - но пробиться к аттракциону не мог: там была толпа желающих.) Уже работают сотовые сети в формате GSM, уже "машины на карбюраторе" стали архаикой, уже Филипп Киркоров крутит пятой точкой со сцены - а в Китае вовсю орудуют кочегары, кидая уголь в паровозные топки, "как при проклятом Терране"! Надо только удивляться, как китайская интеллигенция не призвала тогда все 1,2 миллиарда китайцев утопиться со стыда, дабы не позорить звание человека! (Впрочем, возможно и пыталась это сделать - мы не знаем.)

Зато знаем, что в 1996 году в КНР было всего 5 веток метро: 3 в Пекине и 2 в Тяньцзине. (Число станций не превышала пяти десятков.) Для сравнения: Московский метрополитен к этому времени имел 156 станций, т.е. был в 3 раза круче, нежели ВСЁ метро Китая. (Кстати, в 1996 было открытие участка Люблинской линии протяжённостью 5,4 км от станции «Волжская» до станции «Марьино» с промежуточными станциями «Люблино» и «Братиславская».)

Напомню, что - если что - сейчас только в Пекине наличествует... 490 станций, а общая протяженность пекинского метрополитена составляет 727 километров. Про то, сколько всего станций в стране, сказать сложно: там только за прошлый год было открыто порядка 500 новых станций! А вместо пресловутых паровозов КНР давно уже строит развитую систему высокоскоростных магистралей - их длина 45 тыс. километров. Для сравнения: длина ВСЕХ железных дорог общего пользования в РФ составляет 86 тыс. километров, т.е., Китай только по ВСМ УЖЕ "сделал" более половины РЖД. А есть еще автомобильные многополосные магистрали, которые на сотни км имеют четыре и более полос. (Длина "национальных магистралей КНР" еще на 2020 год составляла 160 980 км.)

Впрочем, тут нет смысла опять - не знаю, в какой раз уже - описывать рост, характеризующий Китай последних десятилетий. Тут важно обратить внимание на другое - на то, что "средний россиянин" из убогого 1996 года жил, несомненно, не просто лучше среднего китайца. Но жил он в более развитой, более технологичной и более совершенной стране. Причем, и по "формальным основаниям", и по собственному "невооруженному" взгляду. И с т.з. "классической логики" и обывательского мировосприятия Чубайса с Гайдаром можно было бы назвать более эффективными правителями, нежели Дэня Сяопина и его сторонников. Но понятно, что это только с т.з. "линейного и обывательского взгляда". Потому, что даже тогда были явные признаки того, что Китай как раз идет в правильном направлении, и что его экономическая мощь - как и другие важные факторы - будет только улучшаться, а вот Ельцинская Россия сидит в состоянии тяжелого кризиса.

Например, еще в середине 1990 годов я прочем про том, что в КНР значимо не столько богатство - тогда, еще раз напомню, эта страна считалась однозначно капиталистической - но некое положение в "пирамиде развитости". И та же научная работа ценилась много более, нежели пресловутый бизнес. (Быть инженером было престижно, быть ученым - более престижно, нежели миллионером.) Но тогда подобные публикации были редкостью - наоборот, главный аспект делался на "бизнес-климат" и все такое. И вообще, считалось, что "проблема России состоит в том, что тут осталось слишком много совкового". Поэтому надо уничтожить "совковую науку", разрушить "совковые заводы" - и тогда "страна заживет". Как говориться: это даже не "пальцем в небо" было - это было полностью противоположным реальности. Потому, что само выживание России было связано исключительно с "сохранением совка", а вся эта "новая экономика"... хотя нет, не будем в очередной раз о грустном.

Скажем скорее о "веселом". Точнее - о том, что реально то же самое применимо и к другим странам. Которые своему населению кажутся убогими и слаборазвитыми - но на самом деле имеют огромный потенциал. Это, например, можно было сказать про СССР, это можно сейчас сказать про КНДР. И - как не смешно - вполне возможно, что это можно будет сказать и про текущую Россию. Хотя, конечно, с известной поправкой - про Россию, оставшуюся "совковой", про Россию, являющуюся маской "тайного совка". При том, что "Россия современная", "Россия новорусская" на деле очевидно деструктивно, и исход нашей истории, по сути, и зависит от того, какая "Россия" победит! Но оное - разумеется - тема уже совершенно иной публикации.

Ну, и да: разумеется, еще раз скажу - обыватель неправ всегда и во всем!

Previous post Next post
Up