Мир Ивана Ефремова как постпостинформационная цивилизация. Часть вторая

Jul 04, 2023 10:25

Итак, как было сказано в предыдущем посте , тот "мир", который описывает в своих произведениях Иван Антонович Ефремов, сильно отличается от "нашего мира". (То есть, того, что наличествует сейчас.) И, в частности, это очень выражено проявляется в "отношении к информации". Которая в мире "евремовском" не захлестывает каждого обитателя, как могучий и беспощадный поток - снося огромное количество "башен", и оставляя даже тех, кто может адекватно воспринимать реальность, в состоянии полной беспомощности. (Из-за того, что они лишаются возможности строить модели реальности.) Наоборот, информация тут выступает удобным и нужным инструментом, доступным каждому - но при этом исключительно в необходимых объемах.

А не как сейчас, когда есть миллионы - если не миллиарды - гигабит "по каждому вопросу", но при этом неизвестно, что тут истинно, что ложно, а что - вообще не имеет к указанной проблеме отношения. Поэтому "ефремовское мироустройство" можно назвать "постпостинформационной цивилизацией" - в противовес "информационной" ("гуттенберговой") цивилизации XV-XX веков и "постинформационной" цивилизации современности. В этом мироустройстве человек опять становится хозяином информации - вместо того, чтобы, как сейчас, выступать ее рабом. При этом он сохраняет все преимущества "информационного мира" - начиная с информационных сетей и заканчивая возможность создавать модели реальности - не "опускаясь" на доинформационный ("догуттенберговый") уровень.

С нашей т.з. это состояние выглядит странно: там, например, отсутствует любое "информационное навязывание" - вроде СМИ (вообще нет!) или массовых "зрелищ". Зато наличествует постоянная "генерация" образов через музыку, пение или танцы - вместо того, чтобы просто "поставить запись". (При том, что есть и оборудование для этого, и сети для распространения.) Иначе говоря: жители "евремовской Земли" предпочитают использовать "неотчужденную" информацию вместо "отчужденной". (Прямая дискуссия вместо газетных статей, игра на "скрипкорояле" вместо аудиотрека, различные спортивные праздники вместо "телеканала Спорт" ну и т.д., и т.п.)

Если прибавить сюда отсутствие дублирования - как уже было сказано в прошлом посте, "по Ефремову" вся важная информация (и текстовая, и визуальная) хранится в электронных планетарных библиотеках, откуда вызывается по мере необходимости - то можно сказать, что количество "источников" там на много порядков меньше, нежели у нас. (Поэтому не нужно думать о том, чтобы "кэшировать" те же библиотеки из-за перегруженности траффика.) Однако конечный эффект от данной информации: и получение знаний о мире, и возможность понимать мысли и эмоции других людей - на много порядков превышает современный.

Почему так происходит? Да потому, что "общество Туманности" работает не с "первичной информацией" - с "сырыми данными", как общество современное - а исключительно с "глубоко упакованными знаниями". (Например, физические формулы объемом в несколько килобайт могут заменять терабайты видеороликов - если умеешь с ними работать, разумеется.) С чем, собственно, и должен работать человеческий разум, как таковой. (С данными самими - в том числе и с видеоинформацией - он работает намного хуже.)

Но почему же в современности мы предпочитаем видеоролики формулам? И почему реальные танцы и пение - которое вызывает огромное "погружение" в эмоциональный мир окружающих - заменяем просмотром телевизора? (Про спорт лучше не вспоминать - потому, что спорта, как такового, сейчас почти не осталось. Остались или прямо уродующие здоровье "практики" профессиональных спортсменов, или же пресловутое "боление", чье название достаточно конкретно символизирует то воздействие, которое оно оказывает на организм.) Да потому, что в современном мире человеку до "всего этого" не дают дойти!

То есть, не дают возможности получить умения для работы с "упакованной информацией". Почему? Да потому, что, во-первых, для этого людям надо выделять некоторые ресурсы. (На обучение данным вещам.) А это никому не хочется делать - несмотря на то, что эти ресурсы смехотворны по сравнению с тем, что наш мир тратит на борьбу с захлествывающим его инфопотоком. Почему, опять-таки? Да потому, что указанные умения излишни в условиях многоуровневого разделения труда. (А как максимум - опасен хозяевам этого "разделения", но до указанного момента додумывают не только лишь все.)

Ну, а во-вторых, "упакованная информация" обладает тем свойством, что не очень хорошо поддается фальсификации. А порой - не поддается подделке вообще. (Можно нарисовать сколь угодно "придуманных из головы" формул - но любой человек, более-менее разбирающийся в теме, поймет, что его обманывают. А создание "действенного" муляжа той же физики требует очень больших усилий - и, например, в той же игровой индустрии этого до сих пор не происходит. Хотя потребности в подобном и имеются.) Поэтому в мире, где "обман противника" имеет большее значение, нежели собственное верное понимание, подобный способ "информационной работы" подходит плохо.

Если честно, то "ефремовский человек" будет чувствовать чуть ли не физическое страдание при обмане - и вовсе не из-за каких-то "моральных ограничений", а из-за указанного. То есть, подобное общество "автоматически" получает невозможность лжи - что, в общем-то, выглядит бонусом. Но вот конкуренцию это убивает полностью. (И жалеть последнюю не стоит, потому что... Впрочем, об этом будет сказано уже отдельно.)

Таким образом, можно сказать, что "постпостинформационное общество" - по крайней мере, в том варианте, в котором его предлагает Иван Антонович Ефремов - во, первых, возможно. А во-вторых, оно использует не какие-то "экзотические", неизвестные сейчас механизмы, а то, что, в общем-то, есть и сейчас. Но находится "в тени" из-за сложности использования при современном общественном устройстве. Это, кстати, не случайно: как уже говорилось много раз, "мир Туманности Андромеды" есть ни что иное, как дальнейшее развитие тех социальных тенденций, что были заметны в советском обществе на момент написания романа. (На условный 1955 год.) Причем, происходило это в условиях резкого снижения "конкурентного давления" - и в связи с тем, что общество было социалистическим, и в связи со снижением конкурентности самого социалистического общества. (То, почему это происходило - тема особая.)

В любом случае, можно сказать, что подобный вариант выхода из текущего кризиса возможен, и при этом речь пойдет не об "откате в прошлое". (Как предлагают многие, понимающие данную проблему.) А о продвижении в будущее, в мир, где возможности получения знаний об окружающей реальности не меньше, а больше, нежели даже у "гуттенбергового человечества". (То есть, нежели было в "цивилизации информационной".) И это, если честно, радует.

P.S. Ну, а если говорить о самом Ефремове, то указанный момент - еще раз подчеркну это - показывает, что данный автор является не просто "великим фантастом". (Что понятно исходя из уже не раз указываемого факта о том, что именно он придумал "мир Полудня".) Но и, вообще, чуть ли не самый значимый мыслитель нашей страны во второй половине XX столетия. Однако понятно, что об этом надо писать уже отдельный пост.

Previous post Next post
Up