У Колыбанова увидел
пост о том, что современные руководители заводов испытывают очевидный дефицит станочников и даже неквалифицированных рабочих. (Это в довершение к давно уже известному дефициту инженеров.) И подумал, что если честно, то о подобном "эффекте" начали говорить уже более, чем давно.
Именно "более чем". Потому, что первый раз о том, что "инженерные специальности скоро станут актуальными" я прочитал - еще в бумажной газете, Интернета тогда в РФ не было, как массового явления - где-то в конце 1990 годов. Ну да: как раз тогда, когда и работал "инженером без зарплаты" - вместе со всем остальным коллективом предприятия - потому, что руководство завода вело определенные махинации с зарплатными деньгами и на них (махинациях) погорело. (Разумеется, сам директор с присными хуже жить не стал: это не его же личные деньги. А вот практически все работники предприятия в течение более чем года сидели на голом окладе, который был ниже уровня выживания.)
Тогда еще писали, что профессии бухгалтера, финансиста и юриста скоро потеряют свою актуальность, и что надо мотивировать выпускников поступать на технические специальности. Ага! В 1998 году! Когда заводы закрывались чуть ли не каждый день, а на тех предприятиях, что работали, постоянно сокращали персонал. (А если кого не сократили, то - см. сказанное выше - приходилось работать за зарплату, меньшую, нежели у продавца в магазине.) Понятно, что все эти "советы" воспринимались тогда неким изощренным издевательством. Хотя, конечно, ими не были - а наоборот, были попыткой применить к текущей реальности элементарную логику.
Ну да: если почти все 1990 годы шел непрерывный отток "технических кадров" - причем, в первую очередь с оборонных предприятий, которые наиболее сильно испытывали на себе "прелести свободного рынка" - то нетрудно было догадаться о том, что рано или поздно, но он приведет к дефициту. Причем, не только на "оборонке" - которая в 1990 годы считалась не нужной ("никто с нами воевать не собирается!") но и в гражданских отраслях - включая базовые. (Впрочем, тогда в той же "коммуналке" платили чуть ли не хуже, нежели в "оборонке".) Ну, а поскольку в конце 1990 годов уже было понятно - даже для авторов газетных статей - что булки на деревьях не растут, а электричество не "получается в розетке", то указанный вывод о необходимости технических специалистов был естественен. (Вот в начале десятилетия да, рассуждения были именно из цикла "булочных деревьев": говорили о том, что рынок сам - вне всего остального - даст нужные блага.)
Впрочем, наверное не стоит говорить о том, что никакого продолжения подобные призывы тогда не получили. В том смысле, что абитуриенты так и продолжили переть на разного рода "финансы и кредит" ("работаешь в банке - значит банкир!"), "аудит и бухучет", "политтехнология и социология" и иже с ними - вплоть до "ландшафтного дизайна". Да и те, кто - по разным причинам - все же заканчивал "технические факультеты", как правило, работать на заводы не рвался. Ну, а зачем рваться, если можно тихо и спокойно - или наоборот, весело, задорно и креативно - перекладывать бумаги в офисе. (Чем занимается фирма - не важно. Важно, что именно "в офисе", ставшем символом успеха 2000 годов: "ты менеджер среднего звена, ты не работаешь под, ты работаешь на!")
Заводы, кстати, в это время продолжили закрываться, а персонал с работающих - продолжил увольняться. Вот невыплаты зарплат прекратились, да и последние у технических специалистов перестали выглядеть чистым издевательством. Но все равно, этого было недостаточно: во-первых, "в офисе" работать было тупо проще. Ну, а во-вторых, для "поднятия" там было много больше возможностей. (Это не "оборонка", где начальник отдела сидит на своем месте десятилетиями.) Было еще и в-третьих: значительное количество офисов находилось в "городе-герое Москве" вместе с соответствующими зарплатами. (И сотрудник из региона мог "переехать" в столицу. На заводах же, понятно, этого не было.)
В результате данной политики к концу 2000 годов вопрос о технических специалистах не только не был решен. Но еще и "дополнился" вопросом о квалифицированных рабочих. Именно тогда пошли по сети пресловутые "стоны" разного рода начальников о том, что "вот сварщикам платим 50-70-90 тысяч" (по тем временам огромная зарплата), но "даже на них найти никого не можем".
То же самое можно стало сказать и про станочников-слесарей высокой квалификации-экскаваторщиках и т.д. Кстати, тем из указанных специалистов - и рабочих, и инженеров - кто "досидел" до этого времени и получил опыт работы - стало жить тогда довольно неплохо. Но сути происходящих процессов этот момент не изменил. Ну и что, что инженер с 20-30 годами стажа получает две-три средние зарплаты? Ведь до этих лет еще надо дожить. А "выпускникам вузов" - по понятным причинам - никто хороших условий не предлагал: "они ведь ничего не умеют, за что им платить". И это было правдой!
Но правдой было и то, что уже тогда начали срываться сроки важных заказов потому, что "некому работать". И тогда начали "выдергивать" из теплых кресел пенсионеров, давя и на совесть ("ну, это нужно для родного завода!"), и на жадность ("две средние зарплаты за три часа в день!"). Ну и конечно, о данной проблеме начали говорить с самых высоких трибун. Дескать, надо привлекать выпускников на производство, надо прекратить бессмысленный "выпуск" всех этих политтехнологов-специалистов по туризму, а высвободившихся направить в техникумы и ПТУ. (Ну да: в течение нескольких десятилетий страшали детей: "не исправишь двойку-тройку - в ПТУ пойдешь!" А теперь оказалось, что выпускник данного училища ценнее, недели целая толпа политтехнологов.)
И вот прошло еще десять лет. (На самом деле больше.) И что же мы видим? А то, что проблема - как и в "прошлый раз" - нисколько не решилась. Более того, она углубилась в разы: как написано в приведенном посте, сейчас дефицитом являются не только инженеры и станочники, но и "женщины без специального образования". (На самом деле для работы на сборочном конвейере для той же электронной аппаратуры достаточно "монтажников второго разряда", а то и "первого разряда" - этих самых "без образования.) То есть, на заводы часто просто невозможно найти людей вообще, потому, что все более-менее молодые, активные и мотивированные (проще говоря, не алкоголики и не наркоманы) давно уже свалили из "заводских городов и поселков" в пресловутую Москву.
Ну, и разумеется, демографическую яму 1990 годов никуда не денешь. В том смысле, что молодежи сейчас в провинции тупо нет. (Даже без "сваливших".) Поэтому даже установление более-менее приличной (по провинциальным меркам) зарплаты, вроде 60-100 тысяч (в нашем городе столько начали предлагать рабочим в зависимости от квалификации, что выше "среднерегиональной" в 2-3 раза) не помогает. Можно даже сказать, что ситуация на рынке труда хуже, нежели в 1930: тогда хотя бы "полуграмотные крестьяне" были. Сейчас же нет вообще никого.
Таков итог пресловутых "рыночных реформ", тех самых, что по мнению правых, дали нам "товары в магазинах". И ведь, если честно, даже это еще не дно: сейчас еще наличествуют люди "последних советских лет", есть еще более-менее большое "поколение 1980 г.р." - правда, почти все оно сейчас в Москве-Питере, но ведь есть же - ну и т.д., и т.п. Но страшно подумать, что будет после того, как и эти ресурсы будут "выбраны". А они выбраны будут, так как вопрос о воспроизводстве рабочей силы до сих пор еще не решен: даже без учета демографии "старые работники" выбывают быстрее, нежели приходят новые. И, опять-таки, "московский пылесос" даже сейчас работает на полную катушку: все более-менее образованные, здоровые (психически) и мотивированные выпускники стараются поступить в московские вузы - потому, что провинциальное образование давно скатилось в полное УГ - с соответствующим результатом.
Так что сложно предположить: что будет дальше. Хотя, конечно, вполне возможно, что и до нынешних элитариев начнет доходить тот простой факт, что не стоит надеяться на "рынок труда", и на то, что на нем - как в те же 1990 годы - будет стоять толпа жаждущих получить работу специалистов. (Даже при наличии высоких зарплат.) И они начнут даже "инженеру без опыта" давать тепличные условия - вплоть до предоставление служебного жилья. (Тем более, что реально жилищный рынок сейчас более, чем перегрет. И "физического" дефицита квартир в стране нет.) Но это именно "вполне возможно" - поскольку возможно, что и не дойдет. Как не доходило в течение послених двух - а то и более - десятилетий.
Но об этом - в смысле, о том, что будет в случае осознания дефицита специалистов - надо будет говорить уже отдельно. (Если кратко же, то будет "возвращение дефицита товаров", который в свое время вытекал именно из данного факта - и вообще, всеобщее сворачивание рыночных отношений. И все при этом будут рады - потому, что вопрос пойдет о выживании.)