Почему рухнул СССР?

Jan 20, 2023 17:37

Через Колыбанова (kolybanovвышел на забавный пост под названием: "....почему развалился СССР ? Потому что все,что можно было сделать через жопу,через неё и делалось." Почему забавный? А потому, что он действительно дает некоторый ответ на поставленный вопрос - однако не так, как хотелось бы автору данного поста. Но пойдем по порядку.

И, прежде всего, скажем, что в нем (посте) изначально заложен парадокс. В том смысле, что там описывается восстанавливаемое устройство записи/воспроизведения магнитной записи "Radiotehnika M-201-stereo" - в просторечии именуемой "магнитофон" или "магнитофон-приставка", но современная молодежь может не знать: что это такое - и утверждается, что оно дает не слишком высокое качество воспроизведения. Почему тут парадокс? Да потому, что аппараты для магнитной записи - а уже тем более, аппараты для магнитной записи на компакт-кассету - никогда слишком высоким качеством не обладали. По умолчанию. Качество давали катушечные аппараты, но там были свои "загогулины", которые нам сейчас просто сложно представить. (Начиная с проблем для хранения катушек.) Кассеты же всегда находились где-то на "нижней границе" hi-fi, причем, это еще в случае очень хороших кассет. (Как минимум, c  лентой на основе диоксида хрома, в то время, как 99% кассет были с лентой на основе  гамма-оксида железа.)

Впрочем, особо влезать в глубины "античной звукотехники" тут нет смысла, достаточно только сказать о том, что в свое время переход от массового использования аудиокассет к компакт-дискам воспринимался, как необычайный прорыв в качестве звука. Как небо и земля. (Были еще виниловые диски, но их покупали только настоящие аудиоманы по целому ряду причин.) Что же касается современных устройств цифровой записи, то для них - если не брать очевидные извращения вроде битрейта 64 кбит/с - превосходство над "массовым аналогом" является более, чем очевидным. (Да, дорогие аналоговые системы - вроде виниловых дисков с извращенными приводами или катушечных магнитофонов стоимостью в тысячи долларов - могут быть лучше "цифры". Но это, разумеется, не для масс - хотя бы потому, что "нетренированным ухом" разницы между ними и любыми более-менее приличными цифровыми системами не определишь.)

Так что "хороший звук" для кассетного магнитофона - это сейчас оксюморон. А уж для магнитофона тридцатилетней - как минимум - данности, тем более. И покупают подобные устройства вовсе не для "качественного звука", а для того, для чего, собственно, и берут любой антиквариат: для "прикосновения к эпохе". Например, никому не приходит же в голову говорить о "качестве звука" для патефонов-граммофонов, которые так же сейчас продаются. Или о максимальной скорости автомобиля "Победа", который сейчас может стоить очень большие деньги. (Если в приличном состоянии.)

Но автор указанного поста делает именно так. Есть в этом посте и другие забавности: скажем, автор его - вроде как специалист по ремонту электроники - забыл поменять электролитические конденсаторы, зато не забыл помянуть известный постсоветский миф об "армянских электролитах". (Для несведущих в вопросе укажу на то, что подобные элементы массовых серий имеют ограниченный срок службы по умолчанию.) То же самое можно сказать и о замене магнитной головки или прижимного ролика: кажется, раньше в инструкциях прямо писалось, что данные вещи надо менять раз в лет пять. (На самом деле при использовании тех же хромоксидных лент головка "стиралась" за пару лет активного использования, если не раньше.)

В общем, как говориться, накатили воспоминания! О тех временах, когда и трава была зеленее, и звук был сочнее, и аппаратура была аппаратурой, а не коробочкой 10х10 см. Впрочем, в данном случае все это не важно. Важно то, что все указанное выше прекрасно показывает главное: очень у многих при любых оценках чего-либо советского все разумные аргументы, как правило, отключаются - и остается один-единственный вариант - "совок дерьмо". А вот все, что было сделано на "благословенном Западе", наоборот, есть чистое и неприкрытое совершенство. При этом, разумеется, не рассматриваются все объективные аргументы для сравнения: скажем, разность классов, возраст изделия (как в приведенном случае), ценовая категория и т.д. и т.п. ("Классический вариант" - сравнение "Мерседеса" с "Запорожцем" или, в крайнем случае, с "Жигулями".) Не говоря уж о том, что не оспаривается необходимость достижения именно "западных" характеристик - скажем, того же "качества звучания".

Ну да: сейчас все заткнули себе "капельки в ухо" - и идут довольные, "музыку слушают". (Ну, а какая разница на чем слушать какого-нибудь Тимати или Монеточку - тут и телефонного капсюля из 1936 года будет достаточно.) А в СССР возмущались тем, что у нас "аппаратура - дрова"! Кстати, забавно было в начале 1990 годов, когда с открытием границ в страну "потекла" электроника, собранная где-то в сараях Китая или Малайзии - все эти "Parasonic", "International" и "Sonathi" - ее начали покупать крайне активно. Много активнее, нежели еще продающуюся советскую (уже российскую) технику. Почему забавно? Да потому, что у этой самой "техники" был выдающийся дизайн в плане наличия множество лампочек-кнопочек-ручечек, надписи на упаковках о том, что мощность-динамический диапазон всего этого соответствует категории Hi-End и... даже не знаю как сказать: схемотехника на основе гавна и палок. (До сих пор помню, что в качестве стирающей головки в одном из подобных "музыкальных центров" использовался магнитный ролик. Как в магнитофонах 1940 годов выпуска.)

И никто особо не возмущался тем, что декларируемые "1500 W" на самом деле соответствуют 1 "советскому" ватту (позднее любили говорить о том, что это какие-то "особые", пиковые ватты - хотя на самом деле, ИМХО, дизайнеры писали цифры просто "от балды"), а лентопротяжный механизм разваливался года через полтора. (В лучшем случае.) Ну, а потом про все это просто забыли. А вот про то, что "советская техника делалась через жопу", как не трудно догадаться, помнят и сейчас. Причем даже тогда, когда никакой "советской техники" давно уже нет, а на месте заводов давно уже выстроили "жилые комплексы". Ну, а если сейчас еще что-то продолжает выпускаться - пускай и на "капиталистических", но все равно "старых советских" заводах, то оно оказывается под волной крайне жесткой критики. (Как продукция того же ВАЗа.) Хотя, казалось бы, сейчас то можно, наконец-то, понять, что значит свое производство.

Но нет, не понимают. И продолжают дрочить на "благословенный Запад" и его "передовую продукцию", игнорируя все происходящее. (Вот Китай обогнал Германию по выпуску автомобилей - которые даже в "германском варианте", кстати, на 70% состоят из ... китайских комплектующих. Но все равно, "немецкий автопром" продолжает вызывать у постсоветских антисоветчиков возбуждение с пусканием слюней и преждевременной эякуляцией.) На этом фоне если что и может удивлять - так это то, что какое-то производство все же сохраняется и даже развивается. Как говориться, "не благодаря, а вопреки" - в смысле, вопреки общим представлениям. Со всеми вытекающими последствиями...

Впрочем, в данном случае это уже не важно. Важно то, что на указанном фоне общей уверенности позднесоветских - ставших уже постсоветскими - людей о том, что "они живут в условиях, в которых жить нельзя", что они потребляют "откровенное дерьмо", вопрос о том, почему же рухнул СССР просто не имел смысла. Поскольку понятно, что после возникновения подобного миропредставления вопрос о том: что делать со страной - мог быть решен только одним способом. Ее - страны - уничтожением. Что, собственно, и произошло в реальности.

А вот вопрос о том, откуда взялся этот антисоветизм надо рассматривать уже отдельно. (Впрочем, я делал это уже неоднократно.)

P.S. А вообще интересно было бы узнать: какая была связь мифа об "армянских конденсаторах" к тому росту межнациональных конфликтов, который начался в конце 1980 годов. То есть, понятно, что связь тут прямая, однако вот сама ее динамика - приведшая к появлению данного мифа - интересна.

И да, если что: я слышал этот миф неоднократно еще с института - причем, от реальных специалистов. Но, разумеется, всегда "постфактум" с отсылкой к какому-нибудь знакомому. (Если что, то данный момент - "дядя Вася говорил" - есть один из базовых признаков мифа.)

правое мышление, антисоветизм

Previous post Next post
Up