Как уже было сказано в прошлом
посте , массовый "исход" из России множества "ценных высокооплачиваемых работников" - начиная с Аллы Пугачевой и заканчивая безвестными "айтишниками", отчаянно штурмовавшими Верхний Ларс - на деле практически не оказал на российскую экономику никакого воздействия. По крайней мере, отрицательного. (В отличие от, например, той же частичной мобилизации, которая довольно сильно ударила по некоторым производствам.)
Однако самое забавное тут то, что ровно то же самое можно сказать не только про отдельных личностей - но и про целые организации. В смысле - разнообразные фирмы и прочие "бизнесы", которые поступили так же, как и "штурмовики Верхнего Ларса". То есть, побежали из России буквально "табунами". Ну да: в первой половине года мы еще вчитывались в сообщения типа "Фирма .... закрывает свое представительство в России" и пытались представить - как это будет жить без ... . Во второй же поняли, что следить за этим бесполезно, и что в конечном итоге все "ведущие бренды" покинуть наше пространство.
Разумеется, это был "нелинейный процесс" - в том смысле, что уходить подавляющее число этих "брендов" по понятным причинам не хотела, и оттягивала данный момент до самого последнего. (При этом еще и стараясь оставить лазейку для того, чтобы вернуться.) Ну да: рынок нынче в дефиците, а значит будут огромные потери! Однако сути данный момент не меняет: как уже говорилось, на современном Западе все производители - даже чисто "виртуальные", занимающиеся пресловутым "пришиванием ярлычков" к китайско-вьетнамско-индийско-и т.д. продукции - являются второстепенными перед "главными хозяевами".
Перед "финмагами", для которых уничтожение России сейчас является основной целью. И поэтому - несмотря на все возникшие проблемы - эти самые "производители" вынуждены подчиняться бредовым решениям "политиканов". (Которые на самом деле не "политиканы", а специалисты по обмене "воздуха" на реальные ценности.) Поэтому "уход из России" продолжался, и чем дальше, тем яснее становится понятным, что это - навсегда.
И конечно же - так же как в случае с "физическими лицами" - этот процесс с самого начала вызвал громкий вой с самых разных сторон. Дескать, все, пропала Россия! (Одни "подвывали" тут с радостью, другие с деланной скорбью - но суть была одна.) Планировали катастрофическое падение российской экономики - на 10, 20, 30 и даже 40%. Говорили, что очень скоро "тут ничего вообще не останется".
Но так же - как и в случае с массовым бегством "наших лучших людей" - вдруг оказалось, что массовый уход "мировых фирм" не такая уж и катастрофа. И что в реальности экономика, конечно же, упала - на фоне небывалых санкций (превышающих санкции по отношению к тому же Ирану), это не удивительно. Но упала не на 30, и даже не на 10%, а всего на 3%. Для сравнения: примерно на столько же (а точнее, чуть больше) упал ВВП в "ковидном" 2020 году. А вот в "демократическом" 1998, например - во времена "горячей любви" России и "всего цивилизованного мира" - экономика обрушилась на целых 5,3%. (Напомню, что тогда РФ прямо просила у США "прислать ей еще еды" в рамках "гуманитарной помощи".)
То есть, оказалось, что реальный вклад в экономику страны всех этих "передовых западных фирм" не сказать, чтобы особо высокий.
Причем, это касается не только разного рода "виртуала", вроде финансового сектора или "сектора услуг", но и такой, например, "железной" отрасли, как автомобилестроение. Напомню, что с автомобилями в РФ после начала активной русофобской политики на Западе произошла фактическая катастрофа - в том же мае речь шла об остановке почти всех заводов. (Выпуск тогда упал в 30 (!!!!) раз.) Правда, уже в июле-августе удалось перезапустить выпуск отечественных машин, в результате чего "годовое падение" составило не более 50% - с 1,3 до 0,7 млн. штук.
Однако все равно "в абсолютных цифрах" это выглядит жутко. И если бы речь шла о "нормальном производстве" - то есть, о производстве, где основная прибавочная собственность создается местными заводами - это действительно означало бы катастрофу. Ну да: остановившиеся огромные предприятия, сотни тысяч - если не миллионы - людей без работы, огромные финансовые потери и т.д. Однако в реальности большая часть "автопроизводителей" в современной РФ оказались ... банальными автосборщиками. Да, со значительными цифрами "формальной локализации", но именно что формальной. (Тут можно просто посмотреть по количеству работающих: все эти "новые заводы" - предприятия на тысячи рабочих мест в лучшем случае. В то время, как классический автозавод требовал десятков, а то и сотен тысяч человек.)
Поэтому реально от "остановки производства" если кто и пострадал серьезно, так это те страны, где реально производилась большая часть прибавочной стоимости "российского нового автопрома". То есть, Франция, Германия, Южная Корея и Япония. Впрочем, если честно, то и для них "российский кейс" составил небольшую часть проблем на фоне идущего сейчас падения продаж во всем остальном мире. (В целом этот показатель сократился на 15% - в абсолютных цифрах на 12 млн. штук. На этом фоне российские "600 тысяч выбывших" просто теряются.)
Впрочем, нам во всем этом важно только то, что никакой катастрофы - которую должны были создать западные производители, закрывая свое производство - в России не случилось. (В отличие от тех же 1990 годов, когда даже при формально более низком падении экономика регулярно оказывалась в жо... в кризисе.) Равно как не случилось катастрофы и из-за иных "закрывшихся отраслей" - скажем, в виде т.н. "торговых" и "торгово-развлекательных центров", которые неожиданно стали "токсичными активами". (В том смысле, что продать их не получается даже по заниженной - относительно балансовой стоимости - цене.)
Проще говоря, все те "храмы потребления", кои всегда (в последние 30 лет) считались признаком "развития страны", "неожиданно" стали ненужными. Кстати, самое забавное тут - то, что подобные ТЦ и ТРЦ стали ненужными и на самом Западе, причем уже давно. (Кризис подобных видов магазинов наступил еще в конце 2000 годов, а в "частичной форме" проявлялся и ранее.) Поскольку та безумная "вакханалия потребительства" - которая всегда использовалась антисоветчиками в качестве "иллюстрации превосходства Запада" - оказалась явлением временным даже там. Впрочем, об этом надо говорить уже отдельно. Тут же можно только сказать, что общий "торговый кризис" в стране был вполне ожидаем и безо всяких санкций. С санкциями же, понятное дело, он только "приблизился", не более того. (Проблему у того же ритейла начались еще в 2019 году.)
В прочем - см. сказанное выше - все это оказалось не особенно значимым. В том смысле, что реальное получение прибавочной стоимости во всех "новых отраслях" - то есть, отраслях, развившихся после гибели СССР - в действительности оказалось невелико. В отличие от пресловутых "совковых заводов", кои так же "внезапно" показали не только свою огромную экономическую значимость, но и прямое влияние на само выживание страны. (Не было бы этих заводов - были бы русские рабами у украинцев.)
Конечно - к величайшему сожалению - даже после всего произошедшего указанный выше факт еще не дошел до очень многих. Включая и пресловутых ЛПР, кои продолжают находиться в рамках не просто либеральной, но либеральной антисоветской парадигмы. Согласно которой пресловутая "группа А" являет собой никому не нужный перевод средств. Да и "группа Б" - то есть, выпуск отечественных товаров народного потребления - по сути, не нужна. Поскольку основной задачей общества является не производство, а потребление. (На какие "шиши" потреблять - это уже другой вопрос. Который одни предпочитают просто не задавать, а вторые считают, это эти "шиши" должны быть изъяты "эффективными" у "неэффективных".)
Поэтому даже сейчас еще идут бесконечные разговоры об "интеграции", о внешней торговле - пускай с иными партнерами, но по той же схеме, а банки (и "дешевый кредит") считаются базовым элементом развития страны. Так что можно сказать, что в данном случае мы находимся еще только на "подходе" к реальному пересмотру своих представлений. Но об этом, понятное дело, надо будет говорить уже отдельно...