Господин
sapojnik недавно разразился очередным
постом на тему "почему русские - не нормальные люди". В том смысле, что начинает он, конечно же, с обвинений в сторону государственной пропаганды - ну, вариант почти беспроигрышный: пропаганда в РФ слабая и непрофессиональная. (Как всегда и было по ряду причин.) Поэтому ее "избиение" особого труда не представляет. (Того же Соловьева "пнуть" стремится любой, мало мальски известный блогер.) Однако это "противогоспропагандисткое" направление - как и всегда у этого блогера - оказывается лишь оболочкой над более глобальной мыслью. Состоящей в том, что, как это он сам формулирует:
"Россиян приучают реагировать именно так (и считать это единственно нормальным): за хорошее - смерть, а за зло - поощрение. Абсолютно перевернутая шкала различения добра и зла. Не устаю поражаться. И что самое удивительное - это прекрасно приживается. Народ, что называется, хавает - и просит добавки." То есть, на деле это не столько Соловьев вместе с "режимом" заставляет народ "перевертывать шкалу", сколько народ "сам по себе" принимает этот "переворот". Подобное утверждение, разумеется, выглядит явным проявлением русофобии: дескать, русские настолько "нецивилизованны", что готовы принимать "пропаганду зла". (Ну, а о том, что должны "силы добра" сделать с этим "недонародом", Сапожник, разумеется, не говорит - но это вполне подразумевается.) Однако самое интересное тут не это. А то, что на самом деле "рациональное звено" в высказывании Сапожника есть. И состоит она в том, что пресловутая "шкала" у русского народ действительно перевернута.
Только вот перевернута она относительно условной "сапожниковой" шкалы - которую данный субъект и полагает за эталон. Что является очевидной ошибкой, потому что... Впрочем, об этому будет несколько ниже. Пока же стоит отметить, что указанное представление об "плохом народе" вряд ли может быть названо "уникальным" по отношению к данному автору: скорее наоборот, тут он представляет интересы своего условного "класса". Или, точнее, конечно - некоего социального слоя, который можно назвать "европейскими русскими".
Напомню, что эти самые "европейские русские" являются одним из базовых признаков современного социо-экономического состояния нашей страны, при которой наличествует значительный "поток" неэквивалентного обмена между, собственно, Россией и Западом. В процессе которого происходит переток "отсюда" бесценных природных ресурсов - нефти, газа, угля, древесины - в обмен на некие западные товары. Среди которых наличествуют и крайне переоцененные продукты западной промышленности - самолеты, автомобили (производство аналогов коих у нас почти убито), а так же пресловутые "ценные бумаги". (Акции, облигации, и т.д.)
Надо ли говорить, что подобное полуколониальное положение позволяет Западу в целом вести паразитический образ жизни. (Причем, чем дальше - тем большая доля "паразитизма" оказывается в этом "обменном процессе". В смысле - "оттуда" приходит все меньше товаров, и все больше "ценных бумаг".) Однако при этом тут формируется значительная экономическая ниша для тех, кто позволяет этому обмену осуществляться. Причем, не только в виде различных "менеджеров среднего звена" и прочих работников "банковско-финансовой сферы". Но и в виде т.н. "гуманитарного сектора".
Который имеет своей задачей обеспечение "информационного прикрытия" указанной выше неэквивалентности - то есть, убеждения населения в том, что от "вхождения в мировой рынок" последнее выигрывает. (А то, что огромное количество людей, например, лишилось стабильной работы из-за закрытия заводов - это все пустяк по сравнению с "получением доступа к мировым культурным ценностям".) Собственно, именно этим и занимается та огромная "армия" психологов-социологов-политологов и т.д., которые в огромном количестве расплодились в постсоветское время.
Разумеется, сказанное выше так же никем не артикулируется, вместо этого происходит убеждение, что все эти "гуманитарии" очень важны для общества, что они позволяют "предсказывать его поведение" и "бороться с проблемами". (Кстати, у блогера
uborshizzza тут был "цикл" постов о "предсказаниях Сапожника", и о том, что он регулярно в них попадает пальцем в небо.) Однако, в любом случае, живет эта категория граждан довольно неплохо - в отличие от большинства россиян.Ну, а поскольку - см. сказанное выше - их деятельность объективно связана с ухудшением жизни большинства, то она (эта самая категория) не может ни быть демофобами.
Или, применительно к нашей стране - русофобами. Еще раз: русофобия Сапожника и "сапожников" - это не "культурный феномен" даже, связанный с тем, что эти личности имеют отличное от общенационального "западное миропонимание". Нет, это совершенно объективный и определяемый экономическим положением процесс, который неизбежен в текущей ситуации. Равно как неизбежно в ней и современное состояние, при котором "еврорусские" очевидным образом "чуют", что их положение начало шататься. (С одной стороны, Западу неэквивалентный обмен уже "мал", ему хочется жрать Россию напрямую, без "посредников". С другой стороны, в этом самом обмене Запад практически потерял возможность хоть что-то давать - пускай даже по конским ценам - а значит, у России не осталось даже этого слабого стимула "оставаться в процессе".)
Поэтому уровень русофобии растет, и если честно, то многие "европейские русские" в глубине души уже явно желают прямой оккупации страны со стороны НАТО. Поскольку они надеются получить там место условных "переводчиков при гауляйтере", а так перед ними маячит только призрак "возвращения в народ". (То есть, в общенациональную производственную систему.) Что, понятно, означает бедность - если не нищету. (Причем, для гуманитариев эта перспектива чуть ли не более явная, нежели для менеджеров-чиновников.)
Отсюда и проистекает идея о "перевернутой шкале" - то есть, о том, что реальная система ценностей жителей России является не просто ошибочной, но противоположной истинной. И что, например, идея о каком-то противодействии действиям ВСУ есть "чистое зло". Потому, что если бы ВСУ покорило Россию, жизнь "еврорусских" пошла бы "наверх". Разумеется, это не так: данный момент дает лишь возможность, но крайне маловероятную: судьба тех "еврорусских", что свалили в Европу, и вынуждены постоянно доказывать, что они "не верблюды", прекрасно это иллюстрирует.
Однако так для них дается хоть какая-то возможность сохранить свое положение. (Например, "саможники" знают, что большая часть "информационной обслуги" Киева - русские по языку, культуре, а часто - и происхождению.) В случае же продолжения курса на эскалацию противоречий между Россией и Западом они теряют свое место наверняка. Со всеми вытекающими последствиями.
Что же отсюда вытекает? А много чего, начиная с того, что это прекрасно объясняет проблемы России в ведении т.н. "информационной войны": если "наши информационалы" по умолчанию "не наши информационалы", то о каких успехах тут можно говорить. (Пресловутое RT с его "клубком европейцев" в руководстве прекрасная иллюстрация этому. Не говоря уж о "первом канале" и т.д.) И заканчивая тем, что "обратная связь" благополучия этих "европейских русских" и благополучия страны должна по умолчанию вызывать вопросы у "национального руководства". (И рано или поздно, но делать это придется. Даже если очень и очень не хочется.)
Но обо всем этом надо будет говорить уже отдельно...