Про машины, Европу и свободу

Jun 25, 2022 13:05

На главной ЖЖ сегодня увидел пост под говорящим названием:  "Безполезные 4 колеса" . Посвящен он, в общем-то, проблеме высоких цен на топливо в Германии - но на деле поднятая там тема оказывается гораздо глобальнее. Впрочем, пойдем по порядку. И, прежде всего, укажем, что бензин в Европе сейчас оказывается наиболее дорогим за всю "историю наблюдений": они поднимались в свое время (когда нефть была по 130 долларов) до 2 евро за литр, однако не переваливали за данную цифру. Сейчас же имеет смысл говорить о 2,2 евро, а так же о том, что цена будет расти и дальше.

При этом опережая рост доходов населения. Настолько, что - в отличие от начала 2010 годов - многие решают сократить число автомобильных поездок и больше перемещаться на общественном транспорте. Правда, тут стоит понимать, что и последний работает на том же самом топливе, что и личные машинки. Причем, в опосредованном виде это касается и столь любимого многими электротранспорта. (Про личные электромобили, кои потребляют электричество, полученное от сжигания ископаемого топлива так же не стоит забывать.)

Впрочем, о данном моменте я уже неоднократно писал. Поэтому в данном случае хочу обратить внимание несколько на иное. А именно: на то, что автор приводимого поста выразил крайне емкой фразой, состоящей в том, что "...сейчас наглядно видно, как неправы были те, кто говорил, что личная машина это свобода и независимость. Где же ваша независимость и свобода с дорогущим бензином? Машина это тоже зависимость от состояния дорог, цен на бензин и ещё много чего..."

Поскольку на самом деле это касается не только машин, но и практически всего того, что еще недавно было принято именовать "свободами" и связывать с особенностью западного бытия. Дескать, Запад - это, прежде всего, свобода, возможность жить так, как хочется человеку. (А не так, как навязывают ужасные тоталитарные незападные общества.) И разумеется, корень этих свобод выводился из особенности западного мировоззрения. Из  Habeas Corpus Act, из Liberté, Égalité, Fraternité, из "прав человека" (про гражданина тут, кстати, забывалось), ну и вообще, из всего того, что отличает настоящего "человека цивилизации" (белого человека) от остальных обитателей Земного шара.

Точнее, из того, что с точки зрения самого "белого человека" и стало его отличием. Поскольку на самом деле, конечно, все эти акты и корпуса, все эти права и конституции, все эти институты представительства и "уважение меньшинств" (ну да, ну да, всю западную историю эти меньшинства так "уважали"), а так же "то самое" священное и нерушимое право частной собственности - в общем, все то, чему еще вчера нас призывали поклоняться ради своего же благополучия - это не просто вторично. Но, ИМХО, вообще перпендикулярно жизни обычного - да и необычного -человека.

Поскольку реально то, что было принято именовать "свободой", на деле оказывалось тем самым "дешевым бензином". В смысле - дешевыми и доступными базовыми ресурсами, которые Европа щедро получала до самого последнего времени благодаря действительно важному своему отличию. (О котором будет сказано чуть ниже.) Получала, разумеется, от своего окружения, кое с определенного времени вынуждено было участвовать в системе неэквивалентного обмена. Как в виде прямых колоний - коими до середины ХХ века было большинство незападных стран. (Из крупных государств, наверное, только одна Россия могла рассматриваться, как более-менее самостоятельный "незавад".) Так и в виде зависимых государств, а так же государств, вынужденных приобретать за большие деньги продукты европейского передового производства. (И тут даже Россия - Российская Империя - оказывалась несвободной.)

То есть, еще раз стоит сказать: реальной причиной западного благополучия была возможность создания более сложных технически устройств, нежели те, что были во всем мире. Прежде всего, конечно, же, военных: пушек, ружей, кораблей и всего того, что позволило Западу в свое время обратить свободные народы в упомянутые выше колонии. И возможность создания организаций, эти устройства могущие эксплуатировать - от индустриальных фабрик до индустриальных же армий. (Эти вещи, в общем-то, находятся в диалектической связи.)

Ну, а данная возможность, в свою очередь, вытекала из открытой где-то в XV-XVI столетии "сверхтехнологии" в виде связки наука-образования. Вот это - как так же уже не раз говорилось - и есть реальная основа западных "свобод". А вовсе не "хабеас корпус" и "демократическая фигня", которая в лучшем случае была лишь проявлением владения данной сверхтехнологией. (В худшем же - всего лишь "пеной", не имеющей никакого отношения к благу, а часто и просто уничтожающей последнее. Как, например, получалось в Польше с ее "свободными шляхтичами".)

Поэтому все попытки развивать страну, "импортируя" с Запада "демократические свободы" - без "импорта" же образовательно-научной основы - закономерно проваливались. А вот обратный процесс - когда страны "незапада" догадывались брать именно то, что реально ценно в западной жизни - напротив, всегда приводило к успеху. Первый пример подобного, кстати, случился у нас в "петровскую эпоху" - когда Петр, бывший еще тем деспотом и самодуром сумел как это эмпирически понять, что России необходима своя наука и инженерное дело. И буквально "вбить палкой" в обитателей нашей страны любовь к знаниям. (Про палку не только метафора - дворянских детей, не желающих ехать "учить науки" действительно пороли очень хорошо.)

И Россия тогда поднялась - несмотря на весь свой "азиатский деспотизм", который сохранялся вплоть до второй половины XIX столетия. Как поднялись позднее все остальные государства, кои сделали ставку именно на указанную особенность - начиная с Японии Мейдзи (коя была еще той "демократией") и заканчивая современным Китаем. Проблема была только в том, что практически никто не смог тогда (сейчас ситуация несколько получше) понять, что именно сделало государства великими, поскольку - как уже было сказано про Россию - заимствования осуществлялись эмпирически. И вместе с той же школой и Академией наук заимствовали множество всего остального, начиная с "европейского платья" и заканчивая (если говорить про ХХ век) представительской демократией.

Впрочем, по данной теме - то есть, по вопросу о подобных государствах - надо говорить уже отдельно. Тут же - возвращаясь к тому, с чего начали - стоит только обратить внимание на то, что подобного понимания, судя по всему, не было и нет на самом Западе. В том смысле, что и там всерьез считают - ну, не все, конечно - что хорошая жизнь западного человек обеспечивается... демократической конституцией и прочей откровенной "пеной". (Вроде "свободы печати" - ну да, там реально считают, что имеют у себя "свободу печати" несмотря на всех Цукербергов - или прочими "правами человека".) И поэтому мало обращают внимание на то, что как раз сейчас они - то есть, условная Европа-США - практически потеряли "ту самую" основу своего благополучия.

В виде возможности производить уникальные технологии, которые можно будет потом неэквивалентно (относительно вложенного труда) обменивать на разнообразные "ништяки" - начиная с дешевой нефти и заканчивая дешевыми смартфонами, изготовленными в Юго-Восточной Азии. Не говоря уж о не имеющих никакой реальной ценности ценных - простите за невольный каламбур - бумагах, всех этих акциях-облигациях с огромными "гарантиями", кои в реальности не годятся даже на растопку печи. (Потому, что, по большей мере, существую в электронном формате.) Или о пресловутой "цифре" во всех ее проявлениях - от стоящего астрономические суммы программного обеспечения до голливудских "блокбастеров".

Об итоге же этого - в свою очередь - процесса, то есть, процесса потери "западного первородства", надо, разумеется, говорить так же в отдельном посте. Тут же можно просто указать на то, что текущие "проблемы" - вроде бензина по 2,2 евро и проблем с отоплением - на самом деле еще не проблемы, а так, только первые отголоски будущих проблем. Которые довольно скоро сделают само понятие "цены на бензин" просто неактуальным и совершенно не нужным "простому европейцу" - со всеми вытекающими отсюда последствиями.

прикладная мифология, закат Европы вручную

Previous post Next post
Up