В очень любимом антисоветчиками (и прочими правыми и ультраправыми) сообществе "фотохистори" вчера была выставлена очередная
фотография, показывающая "мерзость совка" . Прямо-таки удивительная фотография - потому, что показанная на ней картинка не представляет чего-то страшного: там просто рабочие сидят и отдыхают. Однако антисоветчик потому и антисоветчик, что за каждым невинным сюжетом он видит "двойное дно", и поэтому фото подписано: ""Опять комплектующие не подвезли" - так можно назвать этот снимок. В нём, как в зеркале, отразилась вся советская промышленность."
Конечно, можно было бы сказать, что тут мы имеем место с банальной клиникой, с некоей сверхценной идеей, которая выжрала весь мозг данного субъекта и привела к тому, что он вообще не способен ничего видеть за пределами "ужасов совка". Тем не менее, в данном случае, ИМХО, интереснее другое. То, что в Советском Союзе действительно встречались перебои с комплектующими, и рабочие действительно какое-то время сидели без дела. И очень многих людей это действительно возмущало - настолько, что они становились сторонниками рыночных отношений. (Разумеется, не только по указанной причине, но смысла это не меняет.)
Но было ли это фатальным? В особенности по сравнению с тем, что наступило после случившегося? Так уж получилось, что после прочтения указанного антисоветского поста про "ужасы совка" я в последующий момент прочитал пост, посвященный видеоролику, в котором завод "Азовсталь" обстреливают зажигательными снарядами. (Думаю, его так же многие видели.) Обстреливают потому, что это предприятие было превращено в укрепление фашисткой организацией "батальон Азов". Организацией, которая поставила своей целью уничтожение Донбасса и России в целом. Ну, а поскольку это оказалось невозможным по причине неспособности фашистов к "нормальной" войне, последние решили укрыться под заводом в его многочисленных подземных убежищах и тоннелях - да еще и прикрывшись "живым щитом" мирных жителей...
Впрочем, в данном случае подробно говорить об указанных событиях нет особого смысла. Поэтому можно только указать на то, что в результате данных действий "Азовсталь" оказалась разрушена настолько, что восстановление данного предприятия стало бесперспективным. А значит даже после "выкуривания" фашистов с завода он больше никогда не будет работать. Еще раз: НИКОГДА! Он уничтожен - как бесчисленное количество иных предприятий, "не вписавшихся" в рыночную экономику.
Рабочие же с данных заводов вынуждены были или приспосабливаться к "новым условиям" - уходя в мелкие торговцы, в разнорабочие или гастарбайтеры, вкалывающие безо всяких гарантий по десятку часов в день в самых различных местах. Или же оказываться без работы, постепенно спиваясь и деградируя. Еще можно было уйти в бандиты - как происходило в 1990 годы, когда оказавшаяся без перспектив трудоустройства молодежь стала основами пресловутых "бригад". Кстати, пресловутый "Азов" можно отнести к той же категории: там оказались те самые люди, которым не нашлось места на разрушенных заводах и фабриках. (То есть, пресловутый украинский фашизм есть прямое следствие деиндустриализации страны, идущей с 1992 года, и резко ускорившийся после года 2014.)
Зато "проблем с комплектующими" нет: частник - в отличие от "совка" - привозит все вовремя. А если не привозит, то это происходит не из-за неэффективности экономики, а - как сейчас - из-за санкций, наложенных на страну ее противниками. (Которые - как это не странно - производят очень многое из того, что ей (стране) необходимо.) А так, конечно, рынок очень и очень эффективен в плане организации производственных систем, поэтому и кризисы, постоянно сотрясающие рыночную экономику, носят название "кризисы перепроизводства".
То есть, они от избыточной эффективности, от того, что рыночное производство слишком хорошо работает - не то, что "совковая экономика" с ее дефицитами - и делает "очень много товаров". Кои люди просто не могут потребить. Причем - см. выше - указанный момент происходит при уничтожении множества заводов. (То есть, при рынке производство приходится уничтожать для того, чтобы последнее не завалило всю Землю своими товарами.)
Ну, а если серьезно, то, конечно, ситуация реально страшная.
В том смысле, что реальный смысл экономики, которая гробит предприятия ради некоей условной "рыночной эффективности", которая заставляет людей ехать на работу в иные страны - а в худшем случае прямо продавать свою жизнь в пресловутые "азовы" - оказывается весьма странным. Причем, эту странность уже невозможно списать на "ненормальность России" или еще какой-нибудь периферийной страны, поскольку сейчас те же процессы начинают разворачиваться в самом "сердце" современного мира - в Европе и США. Где так же происходит запускает массовая деиндустриализация ради роста "биржевых индексов". Т.е., неких условных чисел на экране компьютеров.
И это при том, что на оставшихся заводах и фабриках людей с каждым годом заставляют работать все больше и больше. В том смысле, что нормы выработки повышают, а разнообразные менеджеры в совокупности с мощными системами наблюдения и контроля следят за тем, чтобы работники не тратили рабочее время даже на кратковременный отдых. Скажем, на отлучение в туалет - совсем как в знаменитом фильме Чаплина "Новые времена", снятым в 1936 году.
Кстати, все помнят: ЧЕМ завершились 1930 годы? Если кто не помнит, то подскажу: Второй Мировой войной. Коя стала логичным завершением серии тех самых экономических кризисов перепроизводства, названных "Великой Депрессией", и продолжавшихся, по сути, с конца 1920 по самый 1939 год. (С небольшими "подъемами", которые мало чего меняли.) Такова была плата, которое человечество уплатило за "эффективность рынка", на котором невозможен простой из-за нехватки комплектующих, в котором всегда есть полные витрины магазинов (правда, рядом с умирающими от голода детьми), и где все просто-таки сверкает красотой и порядком. (Разумеется, если брать центральные улицы, офисные здания и виллы богатых.)
Короче, именно такой была плата за "жизнь не в совке". (За раздолье джаза, роскошь казино, блестящие машины, сияющие меха дам и холеные рожи кавалеров - коим не надо стоять в очереди потому, что есть слуги.) Надо ли говорить о том, что тогда мало кто посчитал эту плату (80 млн. человеческих жизней - не считая тех, кто умер от голода в "Депрессию") справедливой - и на несколько десятилетий вопрос об "эффективности рынка" был снят даже на Западе. (Где активно начало вводиться планирование и разнообразные "социалистические элементы" вроде пособий и доступного образования.)
И лишь когда три-четыре сытых и мирных десятилетия постепенно "размыли" воспоминания о произошедшем, идея "благословенного рынка" начала возвращаться из небытия. Вначале "у них" - в виде рейганоми-тетчеризма. Ну, а затем "у нас" - в виде воинствующего антисоветизма. Видящего в нехватке зубной пасты, в неэффективности использования транспорта, в очередях за румынскими сапогами - ну и т.д., и т.п. - мировые проблемы. И не дающего вспомнить о том, что могут быть вещи гораздо более серьезные, нежели цена на водку...
Впрочем, сейчас-то, думаю, для очень многих все постепенно проясняется. И реальных "воинствующих антисоветчиков" осталось немного - другое дело, что в медиасфере они продолжают господствовать, но это уже совершенно иная проблема.