О современном антимодернизме. Часть вторая. Почти Европа

Mar 25, 2022 13:15

Итак, как было сказано в предыдущих постах ( 1, 2), главной причиной расцвета «исламского фундаментализма» на современном Ближнем Востоке выступало явление, ни с какой религией не связанное. А связанное напрямую с экономикой, точнее - с производством, а еще точнее - с уничтожением этого производства. Которое (уничтожение) в свою очередь оказывалось напрямую связано с политикой демодернизации, развязанной западными странами после гибели СССР. Причем, в одних странах это произошло относительно мирно - как в Египте, экономику которого переориентировали на туризм. В других же - как в Ираке, Ливии или Сирии - «пришлось повоевать».

Впрочем, нам в данном случае важно одно: подобная политика неизбежно образовало огромное число «лишних людей». В том числе и молодых «лишних людей», способных к военным действиям, а так же не очень молодых людей, профессионально подготовленных для «прошлых» армий. (Которые для демодернизированных государств стали избыточными.) Все это, собственно, и сформировало то явление, которое совершенно неверно принято называть «исламским фанатизмом». Неверно - потому, что ислам тут вторичен, первично именно экономическое состояние обществ, которые, фактически, становятся «постиндустриальными». То есть, существующими в условиях, когда структура общественного устройства еще сохраняется прежняя, модернисткая - а «физическое положение» оказывается архаичным.

Поэтому несложно понять, что только Ближним Востоком этот эффект не исчерпывается. Скорее наоборот - Ближний Восток в данном случае «следовал за лидером», а точнее за лидерами. Коими - как нетрудно догадаться - выступали страны бывшего СССР. Почему так произошло - тема уже отдельного разговора. (Тут можно только указать, что связано это было с высокой связностью советской промышленности, исчезнувшей после гибели страны.) Однако, в любом случае, количество «свободных» представителей местного населения тут оказалась очень высокой. Что привело к огромному количеству межнациональных конфликтов с самого начала «постсоветской эпохи». (Кстати, стоит указать на то, что эти конфликты - в свою очередь - приводили к «доламыванию» оставшегося производства. Т.е., данный механизм имел положительную обратную связь - был саморазвивающимся.)

Собственно, именно поэтому мы чуть ли не с самого 1991 года мы получили на постсоветском пространстве огромное количество «протоИГИЛчиков» самого различного образца. От классического исламского в Таджикистане или, скажем, в той же Чечне. До разнообразных грузинских-абхазских-молдавских формирований в соответствующих республиках. Правда, тут сразу же стоит сказать, что на начальном этапе процесс «игилизации» значительно смазывался процессом приватизации. Проще говоря, бандформирования нужны были для «чисто конкретных» операций по разделу и переделу бывшего государственного имущества. Особенно в тех государствах, в которых этого имущества было достаточно. В частности - в России и на Украине. Поэтому тут наступление «ближневосточного варианта» было, в определенной степени, заморожено - если не отложено вообще. («Протоигильчики» не стали настоящим ИГИОом*)

Проще говоря: потенциальные фанатики пошли в «бригады», а так же - в значительно разросшиеся за постсоветское время «силовые» государственные аппараты. (Кстати, все любители критиковать РФ за огромное количество разнообразных полицейских когда-либо задумывались о том, что будет, если всех их бы сократили и сделали «как в Европе» 1980 годов?) И это оказалось неплохим «стабилизатором обществ». В том плане, что «коммерческие бандиты» со временем или перебили друг друга, или пересадились в тюрьму с последующей деградацией и ранней смертью. (Алкоголизм и наркомания в данной категории относятся к «профзаболеваниям».) Или же - немногие, кому повезло - выбились в коммерсанты или депутаты. В любом случае, «просто так» убивать людей - а точнее, делать это с максимальной жестокостью, как принято у фанатиков - данные субъекты не стали. Ну, и эмиграция из бывшего СССР была достаточно активная - тем более, что Европа-США были в тот момент на подъеме, и охотно принимали новую рабочую силу.

То есть, парадоксально: но те явления, которые мы справедливо считаем бедою наших стран, в действительности помогли им избежать еще более страшной участи. То же самое можно сказать и про снижение рождаемости - кое на самом деле оказалось просто «подарком судьбы». (В том смысле, что страшно представить, что было бы в случае, если бы 1990 годы «подарили» государству множество молодых парней, которым некуда было бы приложить свои руки.) А там дальше известный «сырьевой подъемчик» 2000 годов сыграл свою роль - с его стройбумом, «офисной эпидемией», и прочими механизмами, позволяющим занять свободные руки.

Однако если для России этого оказалось достаточно, то с Украиной дело обстояло несколько сложнее. Дело в том, что данная страна оказалась, с одной стороны, лишена такого мощного экономического драйвера, как добычи нефти и газа. Что не только давало рабочие места - скажем, в тех же выездных бригадах Газпрома - но и позволяло государству содержать огромное количество тех же правоохранителей. (В результате чего на Украине ту нишу, которую у нас занимают государственные органы, заняли пресловутые ЧОПы. Со всеми вытекающими последствиями, кои через некоторое время «выстрелили» очень сильно.) С другой же - отсутствие, опять же, единого «суперцентра» в виде ТЭКа привело к активной политической борьбе.

Этот момент - на который дружно фапали и российские либералы, и российские же левые - означал на самом деле только одно. А именно: формирование особого «слоя» активистов - в том числе и силовых - который видел смысл своего существования исключительно в эскалации политической деятельности. Еще раз: в условиях сложности с работой на заводах (оплачиваемой) для многих молодых людей на Украине наивыгоднейшим оказалось «играть в политику». (Так же, как в РФ - служить в полиции-ВВ.) Подобный момент и стал одним из самых значимых причин известных событий 2004, а потом и 2014 года. Впрочем, эти самые события настолько часто рассматривались - в том числе и в данном блоге - что останавливаться на них тут нет никакого смысла. И можно только указать на то, что победа пресловутого «Майдана» (на самом деле обоих «майданов») могла означать только одно: дальнейшее ускорение деиндустриализации страны. (Как уже было сказано, это процесс, охваченный ПОС - со всеми вытекающими последствиями.)

Ну, а дальше - пошло-поехало. В том смысле, что на территории страны начал формироваться уже настоящий ИГИЛ*, со всеми своими «игиловскими штучками» - включая подчеркнутую жестокость. Подчеркнутую потому, что ИГИЛ*, так же как и украинские «нацбаты» изначально рассматривают население страны исключительно, как «природный ресурс», «возобновлять» который они не собираются. А значит, чем больше это население боится - тем лучше. Именно отсюда проистекают известные кадры с отрезанием голов, сжиганием живьем и прочими вариантами «средневековых казней», которые боевики «Исламского государства»* так любили открыто транслировать. (Потому, что это укрепляло уверенность окружающих в их силе и способности «ложить» на все принятые нормы.)

Разумеется, тут не надо еще раз говорить о том, что явление это «одноразовое», и что по прошествии исторически небольшого времени все эти ИГ* и УГ неизбежно вырождаются в мелкие соперничающие друг с другом банды, занимающиеся переделом друг у друга незначительного оставшегося имущества. (Как в том же Сомали.) Равно как о том, что довольно скоро - по тем же меркам - «свободное мужское население» на территориях, контролируемых этими образованиями, просто должно закончиться. А уровень воспроизводства нового - как уже было сказано - в данной ситуации близок к нулю. (С учетом же активной эмиграции этот процесс займет не более пары десятелетий.) Однако в данном случае это не важно. Важно, что пока этого не произошло, подобная «антисистема» выглядит не просто «живой», но и крайне активной и агрессивной. Оказываясь угрозой для соседей - в особенности если у тех так же не очень хорошо со «структурностью». (А у кого с ней сейчас хорошо?)

Иначе говоря: подобные системы оказываются активными источниками Хаоса, ведущими - в случае отсутствия противодействия - к полной хаотизации всей остальной Вселенной. То есть, к разрушению, гибели всего человечества. И поэтому уничтожение их есть очень важная задача - не важно, кем и с какими целями выполняемая. При этом надо учитывать, что во-первых, так же, как и для любой другой «хаотической системы», для ИГ-УГ характерна высокая устойчивость. (И поэтому «так просто» взять и уничтожить их невозможно - можно только уменьшить опасность.) Ну, а во-вторых: для борьбы с ней необходимо «бить» не столько по самим боевикам, сколько по окружающей их инфраструктуре. Поскольку хаоситы, сами по себе, существовать не могут - они лишь пожирают окружающую структурность.

Отсюда уже проистекает определенная тактика борьбы с подобным явлением. Но о нем надо будет говорить уже отдельно.

* - ИГИЛ, ИГ или ДАИШ, а так же "Аль-Каида" являются организациями, запрещенными на территории РФ.

P.S. Ну и разумеется, нетрудно догадаться, что лучшее лекарство от данной заразы - это реиндустриализация. И лучше всего «взрывная», сверхактивная… Но понятно, что в рамках любых современных систем подобное невозможно.

постсоветизм, Украина, теория инферно

Previous post Next post
Up