Современный бизнес: жизнь по доверенности

Mar 07, 2022 11:24

Если кто помнит, что в старам советском фильме "Берегись автомобиля" герой Папанова упрекал своего зятя в том, что у него нет ничего своего - ни машины, ни дачи: "Ты вообще живёшь на свете по доверенности»!" Связано это было с тем, что данный "зять" (в исполнении Андрея Миронова) занимался жульническими операциями, и опасаясь преследования со стороны ОБХСС, предпочитал не регистрировать свою собственность на себя. Разумеется, это выглядело забавно - в том смысле, что показывало условность, зыбкость подобного (нечестного) богатства.

Вот только когда через четверть века (после выхода фильма) подобные жулики сумели взять себе власть в стране, могло показаться, что теперь-то подобное состояние исчезло навсегда. И что теперь то "священное право собственности" утвердилось на века, и любой жулик, вор или грабитель может в открытую наслаждаться украденным. Если, конечно, сумел его легализовать.

Но реальность - как обычно и бывает - преподносит неожиданные сюрпризы. В особенности там, где все кажется давно уже понятым и ожидаемым. Так и в отношении "священной частной собственности", которая в действительности вдруг оказывается совсем не священной, не частной, и не собственностью вообще. Разумеется, тема это сложная и многогранная - тем более, в наше время, когда прежние "столпы бытия" рушатся с угрожающей частотой. Поэтому ей будет посвящен не один пост. Но в данном случае хочется просто привести один маленький - но характерный примерчик, показывающий: какими же далекими от настоящей жизни выступают наши привычные представления.

Речь идет о том, что "внезапно выяснилось", что современные российские авиакомпании почти не имеют... самолетов. Да, именно так: они являют пример классического "сапожника без сапог". В том смысле, что подавляющее большинство летающих по стране и миру лайнеров находятся в лизинге. И, как следствие, в реальности принадлежат совершенно иным странам. Например, Ирландии. Да, эта маленькая страна недаром считается одной из ведущих в мире по пресловутому "ВВП на голову". (Хотя никаких сверхсовременных производств на ее территории нет.) Потому, что "ирландские компании" (в кавычках, конечно) владеют большей частью мирового авиапарка.

А мы то думали: почему такая популярность ирландской культуры в мире - несмотря на ее вопиющую местечковость? Впрочем, если говорить серьезно, то в данном случае важно даже не то, кто владеет - а то, кто не владеет. А не владеет "своими" самолетами, например, "Аэрофлот" - "гордость российского бизнеса", когда-то даже признанный лучшей авиакомпанией Восточной Европы. (Если честно, то титул сомнительный, но им полагалось гордиться.) Более того - этот "сверхгигант российского бизнеса" не имеет отношения и к большей части ремонтных баз на российской территории. Которые так же принадлежат или лизингодателю, или производителю машин.

Получается, что в реальности "лучшая авиакомпания" не имеет ничего своего, за исключением красиво обставленных офисов - да и те, по большей части, взяты в аренду. Все. Больше ничего реального. Зато, понятное дело, наличествует масса виртуальных, по сути, предметов - предметов, существующих исключительно в информационном пространстве. Это и разнообразные сертификаты, и пресловутые "места в рейтингах", и договора, разумеется, сайты и прочие компьютерные ресурсы. Ну, и конечно же, разнообразные счета, где вращаются такие же виртуальные по своей сути, средства.

То есть, получается, что на самом деле современная авиакомпания - это такая же "компьютерная прокладка" между пассажиром, пилотом и самолетом, как и пресловутый "Uber", который является "компьютерной прокладкой" между пассажиром и таксистом. (Впрочем, у последнего хотя бы автомобиль свой - хотя часто встречается тот же лизинг.)

Конечно, тут можно было бы сказать, что раз данный механизм работает - то нечего возмущаться. И более того - отметить, что работает он, как бы не лучше, нежели работали классические авиакомпании со своими лайнерами и ремонтными мастерскими. Однако на самом деле эта "лучшесть", по большей мере, является виртуальной - так же, как и "лучшесть" того же "Юбера", в реальности просто разрушающего существовавший до него "таксистский рынок". (В том смысле, что сводит работу в такси к выжиманию всех "соков" и из водителя, и из автомобиля. Что, разумеется, на начальном этапе можеть только радовать пассажиров...)

Так и современные авиакомпании - не только российские, разумеется - сидящие "на лизинге" и давно уже утратившие практически все связи с реальными, "железными" самолетами, в действительности приводят к деструктивному развитию отрасли. И хотя эта деструкция пока еще очевидно не видна - ну, разве что ситуация с пресловутым Boeing 737 MAX показала это явно. (Еще был процесс взрывного распространения COVID-19 по аэропортам, но данную тему быстро замяли.) Однако в будущем данный момент будет гораздо очевиднее.

Но об этом надо будет говорить уже отдельно...

техникогуманитарный баланс, прикладная мифология, экономика, текущее

Previous post Next post
Up