О причине роста виртуализации в современном обществе

Jul 07, 2021 19:56

На самом деле причина  описанного в прошлом посте  «самозамыкания» информационного пространства известна. И состоит она в уже не раз отмечаемом «отказе» современного общества от физического производства. (Точнее - отказе современного общества т.н. «развитых стран» заниматься этим производством.) С переносом основного фокуса внимания на область распределения уже произведенного. То есть, в лучшем случае - в сферу торговли и оказания услуг. (Что есть скрытая торговля.) В худшем же - в область чистой спекуляции, не важно, выражается ли последняя в биржевой игре, или, скажем, получения доступа к бюджету.

В любом случае, давно уже никого не удивляет тот факт, что реальные деньги делаются исключительно в мире «офисов и бирж» (а так же госведомств и парламентов), а вовсе не на заводах и фабриках. И даже создание «успешного бренда» - т.е., чисто информационного конструкта - значит на порядок больше, нежели все оборудование, рабочие и материалы. Ну, а зарплаты специалистов по «виртуальным делам» - начиная с маркетологов и заканчивая юристами - давно уже превышают зарплаты любых рабочих и инженеров. (Что же касается «зарплат» высшего менеджмента, то они вообще улетают куда-то в космос.)

На этом фоне неудивительно, что вместо ожидаемой в 1960-1970 годы автоматизации производства -ну, там массовое применение роботов, обрабатывающих центров или, хотя бы, станков с ЧПУ и т.д. - в реальности произошла автоматизация этой самой «инфосферы». То есть, «работы» биржевых игроков (уже в конце 1980 годов), дизайнеров-«брендмейстеров», менеджеров-маркетологов и т.д. В крайнем случае, автоматизировалась торговля-логистика, правда так же довольно специфически: в плане систем учета-контроля. А вот «физическая» работа там осталась на уровне тех же 1970 годов: кто сомневается, тот может вспомнить вендинговые автоматы, мало чем отличающиеся от своих «докомпьютерных предков».

В общем, даже в магазинах и на складах коробки ворочают отнюдь не роботы - хотя технические возможности для полного исключения людей там есть уже лет двадцать. (В течение которых каждый год «презентуются», например, проекты тех же «безлюдных складов», но в действительности там продолжают трудиться вполне живые люди.) То же самое происходит практически во всех сферах жизни: в машиностроении, сельском хозяйстве или модной сейчас «сортировке мусора». И даже «модный» сейчас литий, который идет на АКБ для модных же «гаджетов», в значительной мере добывают путем ручного труда в Чили или Зимбабве.

То есть, проще говоря, мир разделился на работников «физического производства», находящегося в положении глубокой стагнации - и поэтому получающего гроши. (И не имеющих никаких перспектив в рамках текущей системы к изменению ситуации.) И тех, кто связан с «распределительной системой», которая, как уже было сказано, испытывает рост - что вызывает рост доходов лиц, в ней участвующих. С последующей автоматизацией - которая ведет к еще большему росту и, соответственно, еще большим зарплатам и еще большему вниманию. (Еще раз напомню: уже сейчас тот же «майнинг биткоинов» по затратам электроэнергии сравнился со многими «традиционными отраслями» - а некоторые из них и перерос. А ведь это только один из бесконечного числа «виртуальных сфер».)

Такова особенность постсоветского капитализма - капитализма аномального, основанного на «сверхразвитии», которое ему придало влияние социалистической системы. И поэтому ожидать чего-то иного от него было бы странно. Правда, это же обеспечивает вполне определенный «цикл развития» - если можно так сказать - данной социо-экономической системы. Но об этой особенности современного бытия будет сказано уже отдельно…

постсоветизм, техникогуманитарный баланс, теория инферно

Previous post Next post
Up