«Правый психокульт» и здравоохранение

Mar 29, 2021 15:22

На самом деле у правых есть - как уже не раз говорилось - один очень характерный признак. Который состоит в убежденности, что все проблемы в мире носят «психологический характер». То есть, они связанные с некоей особенностью психики людей, которая не позволяет им «действовать правильно». Скажем - «оторвать зад от дивана и стать преуспевающими бизнесменами/менеджерами/чиновниками». Разумеется, для «лечения» этой проблемы правые предлагают массовое «обучение/тренинг» населения для обучения «правильному поведению».

Причем, порой это реализуется крайне забавно: скажем, фирмы за солидные деньги нанимают пресловутых «коучеров», вкладываются в устройство пресловутой «корпоративной культуры» и т.д. Впрочем, и отдельные граждане с «правым мышлением» не отстают. В том смысле, что они немалую часть своего времени и средств вкладывают в пресловутую «поп-психологию» - покупают книги, смотрят (часто платные) ролики, участвуют в «вебинарах» и очных встречах с «психогуру». (А часто просто с «гуру» - некими «учителями», от которых они ждут не столько «выхода за пределы Сансары», сколько улучшения своего текущего положения за счет освоения «передовых психотехник».)

Впрочем, как нетрудно догадаться, единственным результатом этой самой деятельности становится существование огромного количества «психологов» и «коучеров», соответствующей им «инфраструктуры» (книг, сайтов, страниц в соцсетях), ну и разумеется, наполнение карманов наиболее удачливых представителей данной категории. Что же касается большинства людей, то они от данной «отрасли» зарабатывают, скорее, потребность в общении с психологом настоящим, если не с психиатром. Поскольку в действительности достичь хоть какого-то результата посредством «перестройки себя» практически невозможно: количество мест «успешных людей» в социуме ограничено и определяются имеющейся производственной системой.

Поскольку в текущей реальности число «начальственных мест» не может быть больше, чем число «мест рабочих», а значит, все усилия по «подгонке» людей на роль начальников проходят впустую. Поскольку даже если кому-то и удается стать «крутым» и занять руководящее место - что, впрочем, случается очень редко - то это значит, что предыдущий «заниматель» должен куда-то деться. (Так что общий баланс «успешных-неуспешных» не меняется, и социум лучше не становится.) Впрочем, как уже говорилось, в большинстве случаев «успех» становится следствием совершенно случайных и непрогнозируемых событий, повлиять на которые невозможно в принципе. (Самое распространенное из которых - родиться в «правильной» семье.) А любители коучей и психокниг лишь обеспечивают - как уже было сказано - себе очередной невроз из-за невозможности достижения цели. (Ну и бесполезную трату времени и денег, конечно.)

Впрочем, ладно с ним, с «успехом» - т.е. с занимаемым местом в социальной иерархии - это понятие само насквозь пропитано «правизной» и значит, бессмысленно по умолчанию. Но ведь правые «психологизируют» и другие области человеческого бытия! Например, здоровье.Казалось бы, какая тут может быть психология, поскольку речь идет о совершенно объективной характеристике, связанной с функционированием «физического» человеческого организма. И нет, речь тут не идет о концепции, согласно которой любая болезнь имеет «психологическую природу», и может быть побеждена исключительно психотренингом. (Поскольку идея «всепобеждающего тренинга» даже для большинства правых выглядит сейчас слишком радикальной. Хотя еще лет двести назад подобная мысль была нормой - только вместо психологии там была религия.)

Речь идет о другом. О набирающем сейчас популярность представлении, согласно которому люди - по каким-то своим, психологическим причинам - не желают идти к врачам. Да, именно так: скажем, Фритцморген опубликовал сегодня пост , в котором привел пример  какого-то офицера запаса. Который поскользнулся на ступеньках, упал, «провалялся две недели в постели, наотрез отказываясь вызывать врача, и умер». Отчего умер, разумеется, тут непонятно, равно и то, почему он «валялся две недели в постели». Ребра сломал? Ногу? Повредил какой-то жизненно-важный орган? Разумеется, непонятно. Возможно, тромб оторвался - но почему он до этого две недели «валялся»? И, кстати, что в этом случае сделал бы врач? (Если повреждений костей нет, то обычно из травмпункта отправляют домой, прописывая обезболивающее.)

Впрочем, при полных «непонятках» относительно приведенного случая, основную идею «фритцморгеновского поста» понять можно легко: надо ходить к врачам при любых проблемах со здоровьем. Разумеется, как и множество иных «правых идей» - вроде того, что не надо пить, валяться на диване и страдать, а надо заниматься спортом, учиться и не бояться изменить свой образ жизни - это выглядит вполне разумно. Но именно «выглядит» и именно «вполне». Поскольку при внимательном рассмотрении оказывается, что это лишь симулякр «рациональности», имеющий малое отношение к нашей Вселенной.

Хотя бы потому, что многие «держаться до последнего» и не идет к врачам только потому, что, во-первых, очень часто им невозможно «освободиться от работы» для лечения. (Ну, не все являются программистами, есть еще слесари, таксисты и штукатуры. Коим помимо «компа» нужно еще чего-то для зарабатывания денег.) И убедить их «пожалеть свое здоровье», оставшись при этом без денег, не получится. Ну, а во-вторых, в очень многих случаях решившись «сходить к врачу» можно этого самого врача не найти. Например, в свое время я столкнулся с такой ситуацией при повреждении связок. Банальность вроде, но требовалось УЗИ, а «узиста» в моем городе просто не было. Да, именно так: аппаратов для ультразвукового исследования было полно, а человека, который мог бы прочитать полученное изображение - нет. Пришлось ехать в Нижний, там же, кстати, и сделать операцию. (Платно, поскольку бесплатных квот на ближайший месяц не было.)

Кстати, подобное положение в нашей провинции существует и с другими медицинскими специалистами. Скажем, МРТ у нас все делают в городе, а за «расшифровкой» и последующим назначением лечения ездят в областной центр: с врачами-специалистами в провинции очевидный дефицит. (Скажем, на 100 тыс. город есть один уролог, один проктолог и т.д.) Поэтому так просто взять - и получить лечение (хоть как-то отличающееся от выписки больничного), на территории «провинциальной России» не просто сложно, а очень сложно. (В лучшем случае, надо записываться за месяц. В худшем же - ехать в областной центр.)

Разумеется, о том, почему так происходит - т.е., почему в провинциальной медицине врачей становится все меньше, несмотря на все «программы» - надо говорить отдельно. Тут же хочется сказать несколько о другом. О том, что указанном фоне все заверения «правых» о том, что «люди не хотят лечиться» начинают смахивать на издевательство. (Вполне возможно, кстати, что и в столицах получение бесплатного лечения не такое уж и беспроблемное - по крайней мере, многие пишут про это.) Поскольку в действительности связано это на 90% с имеющейся социально-экономической ситуацией. И лишь на 10% - с привычками и обычаями. Которые, в свою очередь, связаны оказываются с той же ситуацией.

Как в случае с вакцинацией от «ковида». В том смысле, что система массовых прививок на самом деле является подсистемой системы массового же здравоохранения. Коя помимо ее включает в себя еще множество иных подсистем -начиная с «шаговой доступности» медицины (медкабинеты были раньше и в школах, и на заводах) и периодической диспансеризации, и заканчивая активной пропагандой гигиены. Так вот: после трех, фактически, десятилетий не полного «игнора» даже, а активного разрушения подобных подсистем «вдруг» выяснилось, что граждане богоспасаемой к прививкам просто не привычны. Да, именно так: они не столько отрицают полезность и безопасность вакцин, сколько просто не понимают, зачем это все надо. (Ну да: в советское время та же вакцинация от гриппа проходила на всех предприятиях, в постсоветское же время осталась только в системе образования.)

То есть, «вдруг» выяснилось, что люди просто «выбросили» из своей жизни механизмы «похода к врачу» по причине высокой трудности их исполнения. И поэтому провести массовые прививки от коронавируса оказывается крайне сложным: стоит буквальным образом уговаривать людей «сходить уколоться». (Забавно: но в данном случае чуть ли не впервые мы столкнулись с «дефицитом потребителей», а не продуктов.) Причем, не потому, что они как-то не хотят колоться», а потому, что это действие находится в полном диссонансе со всей остальной их жизнью.

Впрочем, это - как уже говорилось - скорее исключение, подтверждающее правило. В том смысле, что большая часть «медицинских услуг» оказывается невостребованной вовсе не из-за мифического «страха перед медицинским персоналом», а потому, что реальная доступность их находится на очень низком уровне. И в действительности даже советский уровень доступности медицины - с количеством врачей вдвое большем, а количеством «коек» втрое больше текущего - был совершенно недостаточен. В том смысле, что даже в советское время поликлиниках были значительные очереди, а в больницах порой не хватало мест. Так что до достижения «здравоохранитеьного оптимума» надо увеличивать доступность медицины не в разы даже, а, как минимум, на порядок.

Понятно, конечно, что правые это принять не смогут никак. А значит - они продолжат свои разглагольствования о «психологической незрелости» большей части населения, и о необходимости «внимательно следить за своим здоровьем». Впрочем, это так же не новость - примерно то же самое они говорили и лет полтораста назад. Но тогда кончилось все хорошо - в смысле, люди поняли, что реально важно, а что - нет.

Ну, а о том, как это «кончится» в этот раз, надо будет говорить уже отдельно.

постсоветизм, общество, здравоохранение, правое мышление, медицина

Previous post Next post
Up