«Вратарь Галактики», как идеал постсоветского кинематографа

Dec 02, 2020 18:25


Просмотрел у Бэдкомедиана обзор «новейшего российского блокбастера»  «Вратарь галактики». Если честно, то последние несколько лет я российское кино не смотрю - по той простой причине, что его слишком часто хочется рифмовать со словом «гавно». Причем, исключительно унылое: собственно Баженов и стал популярным из-за того, что разбавляет эту унылость очевидным трешем. Впрочем, в данном случае хочется сказать не об этом. То есть - ни об более, чем убогом сценарии, ни об отсутствующей игре актеров, ни о не менее отсутствующей режиссуре данного «проекта» - поскольку все это было слишком очевидно еще до выхода фильма. Ни, даже, о пресловутой поддержке «Фонда Кино» - которая давно уже стала визитной карточкой очевидной халтуры. (Ну, понятно: если государство гарантированно выделяет деньги, и при этом ничего, по сути, не требует, то тут даже святой начнет воровать.)

Так вот: все это, конечно, понятно - и давно уже обговорено. Однако мне хочется тут обратить внимание несколько на иное. На то, что - несмотря на вышесказанное - этот самый фильм выступает… фактической реализацией той мечты, которая была свое время у отечественных «патриотов». Мечты о зрелищном, «дорогом» кино, полностью отличном от того, что «традиционно» готовила советская «киношкола». Да, именно так: если посмотреть на «Вратарь галактики» в «историческом контексте», то можно увидеть, что это, фактически, квинтэссенция мечтаний страдающего за родину человека образца какого-нибудь 1993 или 2003 года.

Ведь в этой, простите, «картине» есть все, что тогда казалось столь желанным, и одновременно, труднодостижимым: бюджет в 22 млн. долларов, мощная компьютерная графика, сюжет, в котором житель нашей страны спасает Землю, и полное отсутствие всевозможных скрытых смыслов. (Открытых, впрочем, тоже нет.) То есть, это такая большая тупая партия «жвачки для глаз», которую раньше мог делать только Голливуд. И которая раньше казалась «нашим патриотам» чуть ли не абсолютным оружием: они думали, что как только подобные вещи начнут снимать «наши», то они быстро завоюют если не мировое, то, хотя бы, национальное господство. Ну да: «мягкая сила», «формирование нации» и ее «национальной идентичности» - ну, и все дела.

Но оказалась, что «мягкая сила» такая мягкая, что ужасно напоминает известную субстанцию. (Упомянутую в начале поста.) И что зрители - по какой-то таинственной причине - не желают смотреть все эти «российские суперблокбастеры», созданные по голливудским канонам. В результате их почти 100 фильмов, снятых в РФ в 2019 году, окупились… только 8. Кстати, забавно, но почти все они относятся к классу «тупых комедий» - единственного жанра, который более-менее успешно освоили «наши» производители. И, если честно, то даже тут радоваться не стоит - в том смысле, что особого блага обществу от этой «мягкой силы» не просматривается. (То есть, окупаемость - это лишь minimum minimorum требований к кинематографу, поскольку если даже этого нет, то съемка фильма не просто бессмысленна, а несет исключительно вред.)

В общем, можно сказать, что все надежды на «подъем российского кино», который возник бы, если бы - как думалось из 1993 или 2003 года - государство давало бы на него деньги - оказались ложными. Поскольку если что и может выходить «путное» из этой затеи - так это съемка дорогостоящих аналогов «Камеди клаба» за государственные деньги. И то - в редких случаях, поскольку в большинстве получается, вообще, что-то невообразимое. Хотя - как уже было замечено - технологиями «наши кинематографисты» владеют не хуже, нежели «ихние». Впрочем, как и во всех случаях использования "мягкой силы", коя на самом деле вовсе и не сила.

Впрочем, и у «них» сейчас намечается большой провал в производстве кинокартин. И, вполне возможно, что очень скоро мечты о том, чтобы «в РФ снимать не хуже Голливуда» действительно, воплотятся в жизнь. В том смысле, что Голливуд опустится в своих творениях до уровня «наших творцов» - как бы невероятно не звучало подобное…

P.S. Ну, а то, что данный фильм снимался в ... память о Льве Яшине - это, вообще, пробитие всякого днища.

постсоветизм, искусство, кинематограф, текущее

Previous post Next post
Up