О проблемах современной космонавтики и не только

May 31, 2020 14:52

Запущенный вчера американский космический корабль «Crew Dragon» еще до данного момента стал предметов самых ожесточенных споров в российской блогосфере. Причина проста: долгое время - а именно, с 2011 года, после завершения программы Space Shuttle - США не имели собственных космических кораблей для доставки людей на орбиту. И поэтому были вынуждены пользоваться российскими «Союзами». (О том, что в реальности «Союзы» - советские - пока умолчим.) Что одновременно давало и значительные финансовые преимущество российской космонавтике - проще говоря, американцы платили за «перевозку» своих астронавтов. И - что еще более важно - позволяло ощущать некое моральное превосходство. (Недаром дурацкая фраза Рогозина про «батут» с легкостью вошла в российской общественное сознание.)
И
вот вчера этот самый «батут» был посрамлен самым очевидным образом. В том смысле, что оказалось, что США вполне способны запустить свой космический корабль - и тем самым избавиться от необходимости использования «российского извоза». Разумеется, это было совершенно ожидаемое событие - в том смысле, что фундаментальных проблем, не дающих возможности американцам создать подобную технику, не существовало и не существует до сих пор. Конечно, американская техническая школа переживает далеко не лучшие времена - более того, последние лет пятнадцать она находится в жестком кризисе - но, все равно, созданной во время «золотых десятилетий» ее мощи хватает на то, чтобы осуществлять проекты пятидесятилетней давности. («Союз», напомню, полетел в 1967 году.)

Тем более, что данное государство имеет огромные финансовые возможности для того, чтобы закрывать глаза на низкую экономическую эффективность любых важных разработок. (Иначе говоря, даже если выделенных денег 99% средств будут потрачены впустую, Штаты это не разорит: доллары всегда можно будет напечатать.) Поэтому удивлять американскому космическому запуску - а уж тем более, считать его чем-то из ряда вон выходящим - было бы странным. Но вот тот факт, что для РФ подобное действо несет очевидные и материальные (исчезновение гарантированного дохода для космической отрасли), и моральные потери, разумеется, игнорировать нельзя.

* * *
Равно как нельзя игнорировать и то, что российская инженерная школа находится не в меньшем кризисе, нежели американская. Точнее сказать, тут удивителен сам факт сохранения этой самой инженерной школы, потому, что практически все события последних трех десятилетий если чем и отличались, так это ярким «антиинженерным» характером. Что стоит только то унижение, которое представители данной профессии испытали в 1990 годы - когда быть инженером и быть нищим означало одно и то же. Неплатежи зарплат в течение нескольких месяцев, размер этих самых зарплат, бывших на порядок ниже, нежели пособие по безработице на Западе, хроническое устаревание оборудования (кое в течение более, чем десятилетия не менялось вообще), ну и т.д., и т.п. - все это не лучшим образом способствовало популярности технических профессий.

Однако и во время «вставания с колен» - несмотря на то, что положение несколько улучшилось - деградация отрасли продолжалась. Тем более, что сделанный в советское время запас и технологий, и людей постепенно уменьшался - в результате чего к 2010 годам возник очевидный дефицит инженерных работников. В том смысле, что созданная еще при Ельцине схема организации высокотехнологичного бизнеса, основанного на крайне низком уровне инвестиций и зарплат персонала (при огромных «представительских расходах» и дивидентах), оказалась неспособной к существованию в новых условиях.

Отсюда пошли известные «стенания» руководителей на то, что «молодежь развращена легкими деньгами» и не желает работать. (Наверное, не стоит напоминать, сколько еще недавно в том же ЖЖ было постов про «зажравшуюся и ничего не представляющую из себя, молодежь».) Ну да: нежелание трудитьсяи молодым инженером на 25 тыс. рублей, притом, что курьер в банке получает больше (а работает меньше) - это очевидно «развращение»! Впрочем, даже в этих условиях российские специалисты умудрялись не просто чем-то заниматься - а занимаются проектами на мировом уровне. (Т.е., на уровне уже помянутых США, кои печатают деньги в любых количествах, а так же - на уровне Китая, поставившего себе цель догнать американцев во всемх современных областях, включая космос.)

* * *
Например, в России вот уже на протяжении более двух десятилетий разрабатывается проект многоразового космического корабля, подобного масковскому «Crew Dragon». Причем, данные работы были начаты еще тогда, когда не только никакого «Crew Dragon», но и самой компании SpaceX, его выпускающей, еще не было в природе. А именно: в 2000-2002 году в РКК «Энергия» представила проект пилотируемого аппарата «Клипер», позволяющего доставлять на орбиту до 6 человек и 500 кг. груза. (А SpaceX была создана как раз в 2002 году.) Причем, «Клипер» в качестве ракеты-носителя позволял использовать глубоко модернизированную РН «Союз»- что однозначно удешевляло внедрение подобной системы в производство. (Не требовалось разрабатывать специальную «тяжелую РН», что было сделано в SpaceX.)

Указанный проект был доведен до стадии полноразмерного макета и разработки компоновки - что уже не мало. Однако в 2005 году Роскосмос отбросил его (а равно - и иные проекты) в пользу некоего гипотетического перспективного пилотируемого корабля. Более совершенного по мнению роскосмовских руководителей. Т.е., взял, и обнулил результаты многолетней работы, сделанной в тяжелейших условиях. Ну обнулил - и обнулил, нам не привыкать к обнулениям! (Что только за последние 30 лет не обнулилось!) Поэтому в том же году началась разработка с нуля очередного проекта, изначально названного «Русь», а впоследствие переименованного в «Федерацию». Правда, пока проводили тендеры и конкурсы, прошло еще пять лет - «Русь-Федерация» начала разрабатываться только в 2009 году. (Сиречь - через четыре года после прекращения работы над «Клипером».) Первый же полноразмерный макет нового корабля был представлен только в 2013 году. (Напомню, что для «Клипера» это было сделано уже в 2004.)

Кстати, решение о начале производства «Crew Dragon» было принято в 2014 году, а «базовый» для него проект ««Dragon-1» был принят в разработку как раз в 2005. Т.е., тогда, когда «Клипер» находился уже на стадии полномасштабного макета, в Штатах только приступали к работе над новым аппаратом. (На данном моменте мы еще остановимся.) Впрочем, на этом злоключения российского «перспективного космического корабля» не остановились, поскольку развитию проекта очень сильно мешало то, что до самого последнего времени так и не было принято окончательного решения о конкретной ракете-носителе для «Федерации». В том смысле, что изначально предполагалось, что запускать его будут на перспективной на РН «Русь-М», но в 2011 году последнюю так же торжественно «слили». (После того, как проект перешел на стадию рабочего проектирования - т.е., разработки конкретных системе изделия.) После чего решили использовать для этого тяжелую РН «Ангара-5».

Но и на этом дело не остановилось - было решено начать разработку новой сверхтяжелой ракеты, способной доставить «Федерацию» на Луну. Правда, в 2015 году было вновь объявлено, что создаваться сверхтяжелая ракета не будет, и на Луну придется лететь на двух РН «Ангара-5В». Однако и это нашим «космонавтам» оказалось мало, и в 2017 году они заявили, что запускать корабль будут на новой РН среднего класса «Феникс». Поэтому неудивительно, что в рамках подобной свистопляски ни один летающий экземпляр «Федерации» так создан и не был. Зато было проведено конкурс на выбор нового имени для данного аппарата. Кстати, автором подобного решения стал новоизбранный глава Роскосмоса, и, по совместительству, автор известной фразы про «батут» Дмитрий Рогозин. Новым именем стал «Орел» - как говорил сам Дмитрий Олегович, оно было предложено «по образцу имен первых российских кораблей».

* * *
Впрочем, особой пользы данное действо не принесло. Поскольку новоявленный «Орел» «развивается» с той же небольшой скоростью, что и до этого «Федерация». Магия с «мужским именем» оказалась не работающей! Точнее, наоборот - если еще недавно казалось, что значительная часть работы завершена, то теперь вдруг выяснилось, что перспективный композитный корпус корабля создавать невозможно в связи с санкциями. (Санкции, если что, анонсировали в 2014 году.) Поэтому надо проектировать новый, из алюминиевого сплава - со всеми вытекающими отсюда проблемами. Разумеется, в той же Википедии написано, что это было сделано в связи с «наличием сомнений по поводу безопасности такого решения, ввиду нагрева и вредоносного испарения». Но понятно, что это бред: подобные вопросы прорешиваются на стадии эскизного проектирования, если не разработки ТЗ. Так что не надо «гнать» на инженеров - они, в любом случае, не идиоты. В отличие от руководителей, который «представить не могли», что Россию решат, каким-то образом, «отрезать» от получения передовых материалов.

То есть, можно сказать, что вся истории российской разработки «перспективного космического корабля» представляет собой непрерывную борьбу между еще существующей в России инженерной школой. И вопиющей деструктивностью имеющихся управленческих структур. Которые считают, что менять ту же ракету-носитель, или требования к проектируемому аппарату, или еще что-нибудь можно с той же легкостью, с которой происходит создание и ликвидация, а так же слияние и разделение пресловутых «экономических субъектов». Сиречь, невнятных контор, основной задачей коих является распил выделяемого бюджета. О том, что любая сложная деятельность требует вполне конкрентого периода «временной стабильности» - которая, кстати, совершенно не может быть компенсирована выделяемыми деньгами - они, разумеется, не задумываются.

Поэтому и продолжают «сливать» все и вся - несмотря на том, что каждый создаваемый сложный технический проект в текущих условиях является чуть-ли не последними возможным. (Поскольку упирается в использовании уже помянутого «советского пирога», и, прежде всего, людского. И те люди, которые в свое время проектировало «Клипер», сейчас банальным образом уходят не только на пенсию - но и вообще, покидают этот бренный мир навсегда.) И с каждым «сливом» вероятность начала успешных полетов нового российского космического корабля с каждым годом все сильнее снижается - несмотря на то, что формально финансирование может и увеличиваться. (По той простой причине, что потеря «советского преимущества» оказывается тут более важным, нежели данное увеличение.)

* * *
Нет, конечно, это не значит, что «нельзя сделать, как у Маска» - можно конечно, если зарплаты и затраты на новое обрудование увеличит раз в 20. (То есть, перейти с «советской модели» на западную.) Но подобные траты сделают РФ абсолютно неспособной на содержание всего сложного производственного комплекса, необходимого для высокотехнологичного производства. (Причем, не только в космической отрасли.) Да и поддержать существование целостной инженерной школы в подобном случае окажется вряд ли возможным. Поэтому остается только надеяться, что наше текущее руководство не сольет и не обнулит (простите, но по отношению к его действиям эти глаголы выглядят наиболее приличными) до сих пор имеющееся преимуещство России. Состоящее в созданных СССР сверхэффективных системах. И что «Федерация-Орел», все же полетит.

Правда, чем дальше переносят срок этого полета, тем меньше становится его вероятность. Равно, меньше становится вероятность того, что полетять-поплывут-заработают и другие перспективные разработки, до сих пор создаваемые в рамках созданных в СССР систем. Впрочем, и у Штатов тут ситуация не сказать, чтобы блестящая - так что вполне возможно, что в этот самый «Дракон» является для них последним большим космическим достижением. Но об этом, понятное дело, надо будет говорить уже отдельно…

постсоветизм, техникогуманитарный баланс, техника, Российская Федерация, история

Previous post Next post
Up