Еще раз об этике

Feb 10, 2018 12:38

Использование в качестве главного критерия этики эффективность существования социума позволяет относительно легко разрешать многие серьезные проблемы - которые и в «традиционной», и в «ницшеанской» этической системе кажутся неразрешимыми. Например, извечный вопрос о том, чьей жизнью следует пожертвовать, чтобы спасти другие жизни. Напомню, что « ( Read more... )

общество, психология, прикладная мифология, этика

Leave a comment

jora0 February 10 2018, 10:28:17 UTC
>> ...к примеру, та же приведенная выше ситуация с выбором между принесением в жертву одной жизни ради спасения многих - столь любимая философами модель с несущейся вагонеткой, которую можно остановить, столкнув на рельсы одного из прохожих - в данном рассмотрении разрешается довольно контрринтуитивно. В том смысле, что выясняется: делать это категорически нельзя. Поскольку данное поведение неизбежно ведет к ухудшению общей «атмосферы» в обществе: ведь каждый будет бояться, что столкнут именно его. В результате он , во-первых, будет сторониться близких контактов с окружающими, а во-вторых, будет стремиться столкнуть соседа, чтобы избежать подобной участи. Неудивительно, что при подобном подходе возможность коллективного взаимодействия быстро сойдет к нулю - то есть, остановить ту же вагонетку альтернативным путем (скажем, массовым сбросом камней на пути) не получится. Ну, и разумеется, не получится дальнейшие действия по усилению безопасности и т.п. вещи - так как при подобной морали единственной мыслью индивида будет то, как бы не оказаться в числе «сталкиваемых», а вовсе не предотвращение будущих катастроф.

Тут вот давеча Яна Завацкая как раз сравнивала сталинизм с его репрессиями с той самой "медициной военного времени", когда, грубо говоря, тех, кого можно было бы откачать, затратив больше ресурсов, тупо оставляют умирать, чтобы откачать других. Ну, типа, невинно осужденные --- это как бы те самые "раненные в живот", с которыми было слишком сложно по-настоящему разбираться, проще осудить тройкой, и всё. Зато, типа, серая зона не выползала из-под шконки.

Это к тому, что при Отце Народов это самое "ухудшение атмосферы" происходило полным ходом, и на него особо не оглядывались. Пример, так сказать, из семейной истории: бабушка, эвакуированная с ГОМЗом в Казань, как-то по дороге на завод в лесополосе заметила диверсантов (хорошо, что раньше, чем они её). Ноги она унесла, но донести куда следовало побоялась, так как родное НКВД со СМЕРШем вызывали, пожалуй, ещё больший страх, чем немцы. Диверсантов в итоге поймали, но они запросто могли понаделать очень больших бед.

Reply

botya February 10 2018, 13:26:26 UTC
А почему у неё СМЕРШ вызывал страх? Было за что бояться?

Reply

jora0 February 11 2018, 06:07:13 UTC
Такие организации, как СМЕРШ и НКВД, имели репутацию способных любого случайно подвернувшегося "столкнуть на рельсы" (с). Наверное, всё же не совсем безосновательно. Поэтому самый надёжный способ от них уберечься был один --- по возможности не иметь с ними никакого дела, даже если этого требовали интересы общества.

Вот такая вот иллюстрация "ухудшения общей «атмосферы» в обществе", когда каждый боится, что столкнут именно его.

Reply

yakommunist February 11 2018, 09:51:09 UTC
От такого страха есть и польза: меньше доносов ложных и не по делу. Даже инквизиция придерживалась правила: если допрашиваемый по доносу не признавал вину, брали под следствие написавшего донос.

Reply

jora0 February 11 2018, 10:02:51 UTC
Вцелом, однако, всё это вылилось в конечном итоге в крушение СССР, не последнюю роль в котором сыграло недоверие между обществом и государством.
В частности, тот же расцвет "серой зоны" в 70-80-е был возможен во многом потому, что пристыдить несуна было многим как-то неловко, а уж заложить начальству --- такое западло, после которого человек становился изгоем (заложивший, а не ворующий с предприятия). Так как государство рассматривалось, как враг, которого ограбить лишний раз не грех, а доблесть.

Reply

yakommunist February 11 2018, 14:04:50 UTC
Нет, все дело в архетипе разбойника. Власть может восстановить доверие легко и просто, произведя действие, противоречащее архетипу.

Reply

black_semargl February 12 2018, 14:33:12 UTC
Ну она и совершила - сдохла.

Reply

lazy_flyer February 10 2018, 14:55:57 UTC
бабушка, эвакуированная с ГОМЗом в Казань, как-то по дороге на завод в лесополосе заметила диверсантов (хорошо, что раньше, чем они её)

Эвакуация происходила пешим ходом?

Reply

jora0 February 11 2018, 06:10:46 UTC
Эвакуация из Ленинграда в Казань проходила по железной дороге. Однако, уже находясь в эвакуации, эвакуированным работникам завода требовалось каждый рабочий день добираться до него от того места, где они были размещены. А разместили (конкретно, бабушку с сестрой) в деревне по соседству, у колхозников.

Reply

ext_2732677 February 11 2018, 09:30:51 UTC
«Диверсантов поймали». То есть кто-то не побоялся сообщить и в конце концов зверя «умиротворили» в его же логове.

Reply

jora0 February 11 2018, 10:07:54 UTC
Может, кто-то не побоялся, а, может, справились те, которым это по службе положено было --- патруль какой-нибудь при проверке документов что-то заподозрил, или охрана объекта при попытке теракта сработала.

Reply


Leave a comment

Up