Возвращаясь к вопросу об оценке исторических личностей

Oct 12, 2017 11:17

Если кто обратил внимание, то в последних постах разбиралась, по сути, одна и та же проблема. А именно - то, что разного типы общества имеют различные уровни того, что можно назвать «негэнтропийность». Т.е., способность создавать негэнтропию - явление, противоположное Хаосу. (Энтропии.) Подобная особенность прекрасно проявляется в виде стремления ( Read more... )

теория инферно, #этика, история, постсоветизм, социодинамика, общество, #теория инферно, этика

Leave a comment

mirupafshim October 12 2017, 09:17:36 UTC
Очень интересно: "Материализм и эмпириокритицизм" написан в 1908 году, а не устарел совершенно. Все так же процветает тенденция тащить в общественные науки ничего не проясняющие, а, наоборот, затемняющие суть дела слова из других областей знания, например, из физики. Конечно, это намного легче, чем овладеть существующим понятийным аппаратом, и даже помогает снискать популярность. Но понимания происходящих процессов таким образом не добиться.

Пример: автор, сам того не замечая, стоит в истории на точке зрения индивида, и его "статфизическая" лексика ему в этом только помогает. Но это несовместимо с марксизмом. Не общество как целое объясняется исходя из индивидов, а, наоборот, индивидов можно понять только как людей определенного общества.

Reply

opiat_5x5 October 12 2017, 09:35:07 UTC
Индивиду свойственно поменьше работать и побольше получать. Это, выходит, общество наделило его этим свойством?

Reply

mirupafshim October 12 2017, 09:58:02 UTC
Вот Вы сейчас претендуете на абсолютное знание природы индивида. "Какие Ваши доказательства?"

Reply

opiat_5x5 October 12 2017, 11:24:32 UTC
Доказательство это непрерывный рост производительности труда (как ответ на это свойство). И главное - согласие человека ради этого роста на неприятное разделение (= отчуждение) труда.

Reply

mirupafshim October 12 2017, 11:41:14 UTC
Нет, то, что Вам хочется доказать, не получается: существование вневременного свойства индивидов "поменьше работать и побольше получать" само нуждается в доказательстве (не говоря уже о связи его с производительностью труда), а Вы пытаетесь объявить его основанием факта роста производительности труда. Это выглядит как пародия на modus ponens: если А не доказано, а (А влечет В) сомнительно, то что мы можем сказать о В? Кстати, даже если бы Ваше свойство действительно влекло рост производительности труда и этот рост был фактически установлен, это еще не довод в пользу Вашего свойства, ведь рост может быть вызван и иными причинами.

И, конечно, при рассмотрении исторического процесса речь не идет о "согласии". Это идеализм. В действительности сама возможность соглашаться или не соглашаться обусловлена наличным уровнем развития производительных сил.

Reply

opiat_5x5 October 12 2017, 11:59:47 UTC
Мне показалось излишним указывать, что расстояние между двумя точками человек предпочитает пройти по кратчайшему пути: по прямой. Т.е. ему свойственно получать результат с минимальными трудозатратами. И понятно почему: силы человека ограничены и поэтому их естественно экономить.

Reply

mirupafshim October 12 2017, 12:25:57 UTC
Это, вообще говоря, неверно. Стремление минимизировать усилия предполагает рациональный подход к жизни, когда сама традиция должна быть подвергнута суду разума. Человек, не вышедший за пределы традиции, даже не поставит вопрос об оптимизации, для него "так было всегда" - достаточное основание того, чтобы так было и впредь.

Вы пишете, что силы человека ограничены и что их естественно экономить. Но этой естественности нет ни в смысле данности от природы, потому что человеческое поведение детерминировано не природой, ни в смысле логичности, ведь люди в определенных обстоятельствах могут и должны скорее максимизировать усилия.

И последнее: хотел бы я видеть того человека, который предпочтет путешествовать от Северного полюса к Южному по прямой.

Reply

opiat_5x5 October 12 2017, 13:34:04 UTC
Рациональный подход к жизни выразившийся в неуклонном росте производительности труда является адекватным отражением того, что природа заложила в человека-разумного: поменьше работать - побольше получать. В частности можно показать, что продуктом указанного рационального отношения к жизни является также нравственность и стремление к справедливости.

Reply

mirupafshim October 12 2017, 14:04:02 UTC
Вы, кажется, не прочитали тот комментарий, на который отвечаете: рост производительности труда начался намного раньше, чем люди стали подходить к реальности разумно. И даже когда стали, это привело к эксплуатации людей на износ. Оказывается, мать-природа над рабочими не властна! А, может, не только над ними?

Reply

black_semargl October 12 2017, 18:58:00 UTC
А существование индивидов в доказательстве не нуждается?

Reply

yz201011 October 12 2017, 16:29:49 UTC
Индивиду свойственно поменьше работать и побольше получать.

А давно ли кто-то рассуждал про коллективизм...

Reply


Leave a comment

Up