Собственно, теперь мы можем ответить о генезисе «особой любви» постсоветских граждан к «тайным силам». Да, причина данной любви может показаться банальной - она состоит в особенности восприятия реальности человеком «безопасного общества». Собственно, я уже писал ранее о чем-то подобном для постсоветского обывателя - тут же лишь стоит отметить, что это касается не только его, а вообще всех обывателей современного мира. Впрочем, постсоветских это касается в первую очередь - поскольку именно тут указанное «безопасное общество» достигло своего апогея, а значит, и все его проблемы проявились тут в полной мере. Именно этот факт и привел к парадоксальной ситуации, когда умные и образованные люди, имеющие доступ ко всевозможной научной и иной значимой информации, неожиданно оказались более «падкими» на всевозможные «таинства», нежели более «темные» их предки. (Забавно, но по личным наблюдениям и опросам, наибольшую популярность пресловутый Кашпировский имел как раз у лиц с высшим образованием.) Данный парадокс, казалось, полностью опровергает все наши представления о роли образования, знаний и типа трудовой деятельности в формировании особенностей мышления. И, что еще хуже, дает возможность антисоветчиками утверждать, что известное превосходство СССР в образовательной и научной сфере было «дутым».
Однако подобное представление будет, конечно же, неверным. Неверным потому, что оно не учитывает важнейший аспект человеческой жизни- а именно, ее социальный характер. На самом деле, от типа устройства общества, от способа организации социальных связей поведение человека зависит намного сильнее, нежели от уровня организации отдельно взятой личности. И в «плохо устроенном обществе» (термин И.А. Ефремова) ученый может действовать намного хуже, нежели безграмотный человек в «хорошем мире». (Правда, ученый в «хорошем мире» будет действовать еще эффективнее - так что образование в любом случае является одним из определяющих факторов в жизни социума.) Именно подобный эффект мы можем наблюдать в позднесоветское время и уж конечно, сейчас. А основанием для всего этого, как уже сказано выше, выступает совершенно положительное - со всех сторон - явление, выступавшее для современников, как чистое благо.
* * *
Итак, позднесоветский период характеризовался тем, что в нем было построено т.н. «безопасное общество».
Т.е., общество, в котором человеку гарантировалось сохранение своего существования и, в общем-то, положения в обществе. Нет, конечно, если захотеть - то можно было добиться не только понижения социального статуса, но и получить угрозу своему существованию. Но это - если очень захотеть. В целом же базовые потребности удовлетворялись довольно хорошо, и более того, практически безусловно, с минимальными «коммуникационными» и «адаптационными» затратами на это гражданина. Т.е., считалось, что достаточно «честно работать» - и твоя жизнь будет пусть, может быть, не богатой, то все же «нормальной». Причем, данная уверенность относится не только к социалистическим государствам, она так же в значительной мере существовала и в т.н. развитых капиталистических странах «эпохи welfare state». (Кстати, стоит учитывать этот факт, обращаясь, к примеру, к той же «протестантской трудовой этике» - поскольку очень часто случается путаница этой этики и упомянутого выше признания «честного труда» способом обеспечения достойного существования.
Впрочем, это, конечно, отдельная тема, тут можно отметить только то, что в протестантском мире, в отличие от «золотой эпохи» 1950-1970 годов важную роль играло пресловутое «предопределение».)
Однако подобная система не только давала людям уверенность в будущем - наконец-то, после тысяч лет балансирования на грани выживания. Но и делала ненужным все те механизмы, которые человек вырабатывал за эти тысячи лет, чтобы хоть как-то выжить. Собственно, о данной проблеме - даже суперпроблеме - современности я писал не раз: именно деградация навыков коллективного сопротивления «сильным мира сего» приводит к нынешнему наступлению последних на имеющиеся социальные завоевания. Поэтому подробно расписывать данный момент нет смысла. Можно только отметить, что подобная деградация в указанных условиях абсолютно естественна: нет смысла поддерживать то, что не дает немедленный эффект. Если в свое время классовая солидарность была нужна для того, чтобы не скатиться в совсем уж нищету - она развивалась, когда указанная опасность исчезла - человек предпочел забыть о ней.
Он превратился в самый «эффективный» данный условиях тип - полного индивидуалиста. Или «расслабленного», наподобие хиппи или представителей иных субкультур. «Расслабленного», конечное, в социальном смысле - что не значит, что он ничего не делает, а лишь лежит на диване. Нет, подобный субъект, представленный, например, нынешними хипстерами, может быть охвачен бурной деятельностью - это не важно. Важно, что он не ставит перед собой никаких целей, на достижение которых тратилась бы большая часть его энергии. Впрочем, он может являть и кажущуюся противоположность данному типу - индивидуалиста агрессивного. Яппи, карьериста, бизнесмена, политика, готового пойти по головам ради достижения более высокого места в социальной иерархии. Впрочем, одно остается прежним - и первого, и второго ни на миг не заботит вопрос выживания. Кстати, интересно, что довольно часто это приводит к «перетеканию» граждан из одной категории в другую: к примеру, Стив Джобс в юности был хиппи, а в зрелом возрасте превратился в «акулу бизнеса». Может быть и обратный процесс - он обычно именуется «дауншифтингом», когда «успешный» субъект может «все бросить и уехать на Бали». Или на Восток, изучать «истинную мудрость».
* * *
Стоп! Вот тут то мы и подошли к тому, ради чего начали. Итак, взрослый и достигший чего-либо в жизни человек неожиданно ощущает «усталость» от своей жизни, и желает узнать нечто, что откроет ему «третий глаз» «настоящий мир». Причина этого проста - данный субъект начинает ощущать в жизни неудовлетворенность ситуацией, когда вся его деятельность связана с непрестанной конкурентной борьбой. Подобное само по себе не сказать, чтобы является приятным для разумного существа - и очень часто способствует разрушению психики. Однако в данном случае ситуация еще усугубляется тем, что реального смысла указанной борьбы … не существует. Точнее, он есть - но не на слишком «глубоком» уровне, поскольку общество-то у нас «безопасное», т.е. указанная «битва не на жизнь, а на смерть» в реальности осуществляется не ради выживания, а ради некоего «успеха». Т.е., в «глубине души» любой «яппи» понимает, что вся его деятельность является, по сути, ничем иным, как «игрой». Среди обывателей принято говорить по этому поводу, что человек «тешит свое самолюбие» -а что, конечно, ничего не объясняет, но показывает искусственность подобной ситуации.
В таком случае, действительно, вполне возможной выступает замена одной «игры» на «другую». Как на компьютере, закрыл какой-нибудь Quake и запустил «Веселую ферму». Перестал «собирать бабло» в офисе и стал собирать «благодать» где-нибудь на Гоа или в гималайских ашрамах. Суть при этом не изменилась - жизненные потребности как удовлетворялись вне действий данного индивида, так и продолжали удовлетворяться. При этом он может считать, что искренне верит в указанную «мудрость Востока», что искренне старается выйти за пределы Сансары - но, разумеется, все это оставалось в пределах «игрового сознания». В отличие от древних, да и современных обитателей восточноазиатских стран он знал, что существует, например, современная медицина - и если все эти медитации и йоги не помогут исправить проблемы со здоровьем, то наш дауншифтер всегда может обратиться к ним. То же самое и со всем иным - даже переселяясь в бедную хижину, человек западного мира остается в «глубине души» уверен в том, что «обратно» он может вернуться в любой момент. Так же, как его «зеркальное отображение» - любой яппи уверен, что «последний шанс» у него существует всегда, что он в любой момент может покинуть изнуряющую гонку и зажить «счастливой жизнью» обывателя.
«Никогда не говори никогда», никогда не думай, что могут быть безвыходные ситуации - именно подобные идеи господствуют в «безопасном обществе», именно это произносят десятки тысяч психологов, именно это написано на бесчисленных страницах книг и интернет-сайтов, именно это показывается в большинстве современных фильмов. Данное утверждение давно уже обрело статус «вечной истины» в современном общественном сознании, и мало кто задумывается, что еще сто лет назад все было иначе. Причем - что самое главное - даже изменяющаяся реальность пока еще не затронула эту «глыбу». И даже то, что где-то сейчас могут «убить по настоящему», что «мир безопасного общества» сворачивается, как шагреневая кожа и чем дальше, тем меньше указанная идея соответствует реальности - еще не воспринимается обывателями, как существующий факт.
Впрочем, слишком далеко забираться в указанном направлении мы пока не будем - для этого нужен отдельный разговор. Тут же можно указать на то, что, как сказано выше, для подобного мира «нормальным» становится «игровое восприятие» всей информации. Любые сведения в нем интерпретируются, прежде всего, в «соответствии» с «правилами игры» - т.е., с установками, принятыми в окружении - вместо того, чтобы согласовывать их с реальностью. Ведь, в сущности, последняя не важна - от нее и защищает, прежде всего, наше «безопасное общество». (В реальности, простите за тавтологию - не всегда и не везде: к примеру, украинцы неожиданно начинают понимать, что, простите, тепло в домах начинает снижаться - несмотря на всю «игру». Впрочем, пока они не замерзают в прямом смысле слова - т.е., физически не умирают от холода - обращение к реальности не происходит.) Именно поэтому в данном мире главным критерием любой информационной модели становится вовсе не соответствие с реальным миром. А напротив - легкость использования в рамках указанной «игры».
* * *
Вот тут мы и подошли к главной причине «власти тайны». А именно - любая тайна представляет собой крайне «играбельную» вещь. Т.е., она легко встраивается в любую систему отношений между индивидуумами, легко «усваивается» - о ней так хорошо «разговаривать в курилке» или на форуме/в блоге. Собственно, «ненастоящесть» указанных тайн вроде бы даже оговаривается - к примеру, большая часть «информации» о пресловутых «рептилоидах» распространяется, как некая хохма, как изначальный прикол. Ведь реально о чем разговаривать - не о работе же? Вот и остаются темы «о бабах» и о «бабках», т.е., о той самой «игровой реальности», которой и является, как сказано выше, зарабатывание денег в современном мире. Впрочем, и «бабы» выступают той же самой игрой - только на «другом плане». (Причем, речь идет не только о случайных знакомствах - очень часто и долговременные связи, вплоть до семейных, относятся к той же категории. Но, разумеется, об этом надо говорить отдельно.)
Проблема состоит в том, что чем дальше, тем больше данные «приколы» заполняют все информационное пространство - и, рано или поздно, но наступает момент, когда ничего, кроме них в нем не остается. И разумеется, как любые сложные информационные конструкты, наши «рептилоиды» неизбежно взаимодействуют друг с другом, порождая «вторичные», «третичные» и т.д. системы. Реальность в подобной ситуации исчезает совсем - и, условно говоря, весь выбор существующих информационных конструктов, касающихся, например, «политике» начинает сводиться к выбору между указанными рептилоидами, мировым сионизмом, сговором олигархов, властью ТНК или личной волей господина Путина. Разумеется, можно сказать, что ничто не мешает использовать любую другую модель, вплоть до марксистской - это будет верным. Но столь же верным будет и то, что эффект от данного использования будет равен нулю - поскольку всем остальным способам «объяснения реальности» придется конкурировать с указанными «рептилоидами» - и результат от этого будет такой же, как от «соревнования» Большой Советской Энциклопедии и канала Рен-ТВ.
Собственно, ничего плохого в этом нет - до тех пор, конечно, пока структуры «безопасного общества» будут исправно поддерживать «изоляцию от реальности». Пока в батареи будет исправно подаваться тепло, а в розетку - электричество, пока будет доступен бензин для машин и продукты для еды, пока по улицам можно будет безопасно ходить, а над головой будет надежная крыша. В общем, пока человек будет гарантированно иметь то, чего он не мог получить в течении тысяч лет существования классового общества. Правда, не стоит думать - как считают некоторые - что стоит все это убрать, и наступит «просветление». На самом деле, подобная «версия» будет грубой вульгаризацией понимания общественных процессов, не учитывающей особенностей переходных процессов, и прежде всего, чудовищной устойчивости сложных систем. К которым и относится общественное сознание. А значит - оно неизбежно будет поддерживать указанное представление даже тогда, когда последнее станет абсолютно неадекватным реальности. В свою очередь, это значит, что нормы «безопасного общества» будут поддерживаться даже тогда, проявления данного общества исчезнут окончательно. Как, к примеру, это наблюдается на Украине.
* * *
Впрочем, рано или поздно, но реальность заставит «человека безопасного общества» признать свое существование. Собственно, именно это мы и наблюдаем сегодня - правда, пока в достаточно слабом виде. Но, с другой стороны, лет двадцать назад нельзя было вообще «выйти за пределы матрицы», т.е., воспринимать мир вне указанной «игровой реальности», где «либеральный проект» боролся с «имперским проектом», а «мировой сионизм» выступал конкурентом «власти Бафомета». Сейчас подобная ситуация кажется каким-то нездоровым фарсом. (А есть «здоровый фарс»?) Но ведь разве не покажется людям лет через десять столь же абсурдной современная картина мира, где «рука Путина» борется с «рукой Госдепа», а «могущественные ТНК» пытаются победить «деловую Америку», символизируемую Трампом - чтобы помешать последнему провести «реиндустриализацию страны». Думаю, что ответ очевиден - настоящая реальность наносит один за другим сокрушающие удары по указанной картине мира. (К примеру, Китай давно уже обогнал РФ в плане «космической гонки», а решение его строить Никарагуанский канал -под носом у США - в рамках демонстрации своей силы по значимости оказывается на несколько порядков важнее заявлений всех европейских лидеров, вместе взятых. Так что, наконец-то, начинается проявляться столь долго ожидаемый «закат Европы».)
Так что жителям развитых стран (включая РФ, хотя она формально не развитая страна, но по уровню «игрового мышления» превосходит всех остальных) скоро придется вспомнить все то, что они забыли за десятилетия жизни в «безопасном обществе». В том числе, и в том плане, что пора давно сказать «Game over», закончить все свои игры и вернуться в «реальный мир». Да, там не так интересно, как в игровом пространстве. И конечно, там намного сложнее: вместо драконов и эльфов жизнь определяют железные законы развития человеческого общества. И, разумеется, рано или поздно - но придется начинать эти законы понимать и руководствоваться именно ими. Тем более, что основная работа в данном плане уже была проделана в «прошлой итерации»…