Надо ли праздновать День Великой Октябрьской Революции?

Nov 08, 2016 11:23

Вчера был День Великой Октябрьской Социалистической Революции - «7 ноября». Праздник, в свое время считавшийся чуть ли не самым главным праздником в стране. Хотя почему «чуть-ли». Именно самым главным - по факту, Днем Независимости, днем создания страны - СССР. (И не надо тут уточнять, что СССР был создан 30 декабря 1922 года - на самом деле, события, случившееся в октябре 1917 для его формирования на порядок важнее формального подписания Союзного договора.) Наверное, именно поэтому в то время данное торжество отмечали с особым размахом: парад на Красной Площади, демонстрации, иллюминация городов. Для сравнения - парад на День Победы устраивался в то время только в «юбилейные» (1965, 1985) годы. 1 мая после 1968 года так же «ограничивались» лишь демонстрацией. Один этот факт прекрасно показывает «масштаб» праздника и его место в советском церемониале.

Правда, после 1990 года парад на Красной Площади был отменен, а после 1991 года был его празднование по факту было упразднено. Нет, конечно, сам выходной день Ельцин отменять не стал - при всем своем самоуправстве он достаточно лояльно относился к желанию граждан отдыхать. Отменен был лишь «второй день» - 8 ноября, что сразу ставило праздник в разряд «ординарных», вроде 8 марта. Удивительно и то, что вплоть до 1996 года он продолжал нести свое историческое название. В 1996 году праздник переименовали в невнятный «День примирения и согласи» (кого с кем - непонятно). Ну, в 2004 году, наконец-то, ликвидировали - заменив на еще более абсурдные «День народного единства», празднуемый 4.10., и официально посвященный изгнанию поляков из Кремля в 1612 году. Повод, мягко сказать, странный - на самом деле, представления о событиях начала XVII века у наших граждан, мягко сказать, смутные. Даже о Войне 1812 года известно больше. Поэтому кого там кто когда откуда изгнал - мало кто может сказать. А день воспринимают просто, как лишний выходной.

Что же касается 7 ноября, то тут инерция мышления оказывается достаточно большой - и поздравлений с этим праздником даже в Сети оказывается на порядок больше, нежели с невнятным «Днем народного единства». Более того, как-то неявно установилось правило, что любой человек коммунистической или социалистической направленности должен, по определению, радоваться данному празднику. И даже стараться отметить его - если не выйдя на улицу с красным флагом, то, по крайней мере, подняв рюмку водки. Но так ли это? В смысле, правда ли, что сохранение за Днем Великой Октябрьской Социалистической Революции сакрального смысла имеет какое-то позитивное значение?

* * *
В этом смысле хорошо вспомнить то, что было еще недавно, в 1980 годах. Как и многие представители моего поколения, прошедший праздник я помню с детства. «День седьмого ноября, красный день календаря» - стих запал в память еще с детского сада. Уже тогда было понятно, что 7 ноября - особый момент. Иллюминация, плакаты, демонстрации, шары, радостные родители, праздничное настроение - все это прекрасно сохранилось в памяти. Школа, каникулы, опять-таки, демонстрация, праздничные застолья в каждой семье, Парад на Красной Площади… Это было реальностью почти до самого конца - наверное, только в 1990 году торжественность событий стала меньшей. Однако прошел год, другой - и от указанных торжеств не осталось и следа. «Сакрум» слетел, разрушился за ничтожное время, растворился в небытие. Он ни на грамм ни помог удержаться революционному сознанию. Впрочем, если честно, то этот самый сакрум праздника вряд ли имел к указанному сознанию хоть какое-то отношение. Связь между «селедкой под шубой» на столе, и событиями, произошедшими в октябре 1917 года, была настолько зыбкой и неясной, что достаточно было малейшего «дуновения ветерка», как она растаяла без следа.

Так что разве помогло ежегодное и действительно всенародное торжество сохранению завоеваний Революции? Вопрос, разумеется, риторический. Современный итог данного действа прекрасно показывает, чего на самом деле стоят те действительно колоссальные затраты на пропаганду и агитацию, что Советское государство тратило в свое время. И не затеняли ли указанные флаги, иллюминация, Парад и «селедка под шубой» истинный смысл свершившегося когда-то события. Ведь до недавнего времени само слово «Революция» вызывало исключительно «праздничные» ассоциации. Ну, и географические, конечно - «Площадь Революции», «улица Революции» и т.д. А истинный смысл данного события оставался скрыт под ворохом флагов и шумом демонстраций.

И, если честно, лишь сейчас становится понятным, насколько сильно Революция 1917 года изменила мир, причем изменила к лучшему. И что именно с ней связаны практически все положительные вещи - начиная от самой возможности существования большинства современников и заканчивая пресловутыми «Айфонами». (Подробно разбирать это надо отдельно.) Однако именно подобная глобальность делает указанный праздник бессмысленным действом. Ведь смешно праздновать, скажем, тот момент, когда человек слез с дерева и поднялся на ноги. И даже отмену рабства праздновать смешно - хотя тут даже конкретные даты есть. (Скажем, 18 декабря 1865 года - когда была принята знаменитая «13 поправка», ставшая началом торжества аболиционизма по всему миру. Или, если обратиться к отечественной истории, 3 марта 1861 года - тут, надеюсь, все понятно.)

Поскольку очевидно, что события подобного рода являются не только всемирно историческими, но и неизбежными в истории. Было бы гораздо страннее, если бы Революции не произошло - впрочем, тогда речь шла бы исключительно о выживании человечества. (Почему - надо говорить отдельно. Пока же можно сказать лишь очень кратко: империализм неизбежно ведет к Мировым войнам. И по завершению одной из них - скажем, из-за «усталости сторон» - начинается неизбежное приготовление к следующей. Пример «будущего без Революции» можно увидеть в орвеловском «1984», где описано существование трех суперимпериалистических (фашистских) супердержав.) Так имеет ли смысл считать достижением тот факт, что человечество до сих пор существует? Не выглядит ли это столь же странным, как если бы взрослый человек гордился тем, что он, простите, не писается в кровать? На самом деле, писаться в кровать однозначно плохо, это свидетельствует о серьезных проблемах со здоровьем - но гордиться отсутствием этого процесса, простите, моветон…

* * *
Так и Революция. Значение того, что когда-то человечество решило сбросить с себя тысячелетний гнет классового общества, и разрешить все-таки кажущиеся неразрешимыми вековые проблемы (а Россия при этом еще и смогла сохранить себя в качестве единой сущности), конечно, велико. Но сейчас гораздо важнее понять, что это решение было неизбежным, что это - не чудо, в привычном нам понимании, т.е., не «свалившееся откуда-то с неба» удачное стечение обстоятельств, а закономерный шаг исторического процесса. Что никакого «мира без Революции» быть не может - может быть лишь унылое и убогое существование, да и то, лишь до того момента, как указанный исторический прогресс все разрешиться единственно возможным образом. А значит, единственный открытый для нас путь в будущее - это продолжение той работы, что началась в 1917 году.

Так что Революцию однозначно надо изучать, Революцию надо понимать - для того, чтобы уметь «работать» с событиями подобного масштаба. Но не праздновать - поскольку празднование есть признание процесса законченным, завершенным, что полностью убивает смысл данного явления. Это Победой в Великой Отечественной войне можно гордиться - и то, достаточно условно, и тут понимание и изучение намного важнее гордости - а Революцию следует … делать. Т.е., продолжать разворачивать далее ее спираль, слой за слоем снимая слои Инферно, накопленные за период господства классового общества, открывая «двери» всем высшим проявлениям человеческого существа. Это намного важнее красных флагов и торжественных шествий колонн…




левые, прикладная мифология, сакральное, праздник, текущее

Previous post Next post
Up