Leave a comment

dark_alf May 5 2016, 08:07:13 UTC
Согласен с тем, что по мере развития технической цивилизации, роль храмов становится меньше (а само их количество - маркер такой развитости). Но приведу и традиционный в таких спорах довод - десакрализация означает и кризис духовности, попросту говоря, у людей "не остаётся ничего святого". Это может быть хорошо для патологических революционеров, но плохо - для поддержания стабильности общества и его устоев. Звучит слишком абстрактно? Приведу примеры.
1. У "десакрализованного" советского человека (особенно хорошо образованного, с развитым критическим мышлением) настолько не осталось идеалов (идеалы - это тоже святое, но можем поспорить о подмене понятий), что сакральное хотя бы по форме советское государство (а в идеалы коммунизма нужно именно верить, а иногда - защищать конкретными действиями) уже казалось ему анахронизмом - и распад СССР все восприняли как должное.
2. Другой, более свежий пример - столкновение культур, точнее проникновение чужаков из одной культуры в другую. Более архаичное общество - защищает своё "святое", а более современное - бывает "толерантно" к таким внешним агентам - в итоге варварская культура оказывается сильнее цивилизованной (?!). Это я про современных европейцев, ага, но если хотите, можете вспомнить и поздний Рим.
3. В предельном случае это и вовсе война - зачем нам защищать своё сакральное (родина и прочие возвышенные вещи), если можно не рискуя жизнью сдаться завоевателю? Конечно, это касается не столько древних войн (где сдаться означало действительно "горе побеждённым", а не просто смену вывесок), сколько современных и, если угодно, "гибридных" войн - общество в котором нет сакральных ценностей не сможет им сопротивляться.

Что я этим хочу сказать? Что сакральное (нечто, "святое", иррациональное, но тем не менее мотивирующее к конкретным действиям) обществу необходимо для выживания - как иммунитет организму. Другое дело, что источником его вовсе не обязана быть религия с храмами, но Идеология (включая её основных носителей - жрецов) - должна быть обязательно. Иначе его сомнут. Примеры из истории - от древних до современных (с неявным "жречеством") вы, думаю, можете подобрать и сами.

Reply

fumiripits May 5 2016, 08:57:22 UTC
=а само их количество - маркер такой развитости=

А на примерах США или Японии проверить это утверждение?

Reply

dark_alf May 5 2016, 09:08:19 UTC
Не знаю, не был) "Больше храмов - меньше прогресса" это положение исходной статьи, пусть его автор защищает. По мне так это не закон, а так, корреляция. Вот стало в постсоветских странах больше храмов, а прогресса как-то.... ну вы поняли) Особенно храмы возле НИИ "веселят"..

Reply

yakommunist May 5 2016, 13:26:36 UTC
Почему это сакральное (святое, особо защищаемое) должно быть именно иррациональным? Почему бы ему, напротив, не быть рациональным (полезным для человека)?

В Ваших примерах попробуйте ответить рационально на вопросы:

3. Война. Почему, если какие-то лица все захватили в моей стране, я должен защищать этих лиц и захваченное ими от других захватчиков? Почему высшей ценностью, ради которой я должен напрасно пожертвовать жизнь своей и близких мне, является иррациональное для меня счастье Абрамовича на президенской яхте? Может, пусть это захватчики сами жервуют ради награбленного?

2. Нет никакого столкновения культур. Если культура чужаков чем-то хорошая (с рациональной точки зрения), то надо перенять ее полезные элементы - разумные люди так всегда поступали. Архаичная же культура не представляет опасности для прогрессивного человека, говоря образно - цивил с ружьем пристрелит дикаря с луком. Так что это дикарю придется срочно оцивилизовываться для того, чтобы не оказаться пристреленным. Так почему я же должен защищаться от дикаря не рациональным образом, а уподобляясь ему?

1. Распад СССР на республики - результат деятельности элит этих республик. Вы предлагаете,например, русским устроить кровавую баню ради чего и кого? Ради того, чтобы нынешняя элита не плакалась об "атомной бомбе", которую де заложил в его основание создатель советского государства? Вот ответьте рационально, разве гражданам не должно быть плевать на государство, в котором от них ничего не зависит? Почему советские люди должны были защищать Хрущева-Брежнева и их прихлебаев, которые сами отказались от строительства коммунизма?

Reply

dark_alf May 5 2016, 13:53:12 UTC
Эмм. Сакральное по-определению иррационально. И нужно прежде всего для стабильности общества, а не для локальной пользы его отдельных индивидов, заставляя их совершать локально иррациональные с эгоистической точки зрения поступки для общей глобальной пользы. Я специально и привёл такие примеры, в которых человеку кажется рациональным именно эгоистичное поведение, а не следование непонятным идеалам; хотя в итоге такое поведение приводит к поражению в войне, угасанию культуры, исчезновению целой цивилизации (от чего аукнется если не самому человеку, то его потомкам).

Вы верите в возможность общества из чисто рациональных игроков? Я тоже верю, но оно называется капитализм - потому что рационально бить слабого и обворовать ближнего (в рамках закона или пока он не видит); более идеалистичные устройства - уже требуют иррациональной веры в высшие идеалы.

(По пункту 2 - в современном мире нет столкновения культур? Вы это серьёзно? Варвар не представляет опасности для Рима, ага?)

Reply

(The comment has been removed)

dark_alf May 5 2016, 22:01:32 UTC
Гены альтруизма выживают как раз потому, что заставляют своих носителей творить иррациональные штуки вроде самопожертвования. А ещё потому что рационально мыслящие элиты культивируют альтруизм своему народу - хотя бы затем, чтобы их было кому защищать.

В общем случае "бей слабого" как раз является рациональным поведением в обществе эгоистов, за исключением частных случаев, когда кооперация с кем-то выгодна (и только до тех пор пока выгодна).

Мы редко видим проявления этого в чистом виде, потому что реальные общества никогда не состоят полностью только из эгоистов или только из альтруистов, а представляют собой некий баланс между ними. Но, наверное, хорошим примером общества разумных эгоистов может служить микросоциум политиков, где благородство воспринимается как слабость, а умение вовремя предать - как искусство.

Reply

yakommunist May 8 2016, 13:34:50 UTC
У тех же животных нет собственности, а у человека была уже в древности. Встречаются два волка. Чей участок? А того, который сильнее. Встречаются два человека. Чей участок? Внезапно: того, кто слабее (потому что он собственник). Где тут "бей слабого"? Надоела уже антинаучная ахинея сторонников генетического "либерализма" (то бишь социал-дарвинизма).

"бей слабого" как раз является рациональным поведением в обществе эгоистов, за исключением случаев, когда кооперация с кем-то выгодна

Докажите, что кооперация людей между собой невыгодна. Докажите, что существование человеческого общества, цивилизации, разума, науки (тех базовых основ существования людей, которые Вы именуете частными случаями) невыгодно.

Reply

black_semargl May 9 2016, 14:57:02 UTC
Встречаются два человека. Чей участок? Внезапно: того, кто слабее (потому что он собственник).

Того, у кого крыша сильнее. Читай - кто член более сильной стаи.

Reply

anton_montana May 8 2016, 20:07:56 UTC
Кто самопожертвовал - тот подох. Гены никому не передав.
Так что не получается альтруизма по эволюции.

Reply

black_semargl May 9 2016, 14:55:08 UTC
Кто самопожертвовал в пользу носителя своих генов - тот передал.

Reply

anton_montana May 9 2016, 20:48:19 UTC
А, ну так эдак вся природа - сплошные альтруисты.

Reply

yakommunist May 8 2016, 13:15:45 UTC
Еще раз. Нет ничего рационального в жертвовании жизнью своей и близких ради абсолютно иррационального счастья Абрамовича. Нет смысла для раба умирать за некий символ (господина), ибо враг этого символа - другой символ (господин). Выгоды ноль для отдельного раба и для всего сообщества рабов. Наоборот, сплошной вред (рабы умрут, а господа будут процветать).

При том самопожертвование может быть рационально - если оно ради рациональных (полезных) целей, которые ставит разум индивида (даже вопреки желанию выжить). А Вы, подменяя разум инстинктами, называете рациональное решение индивида иррациональным, а далее приравниваете к другому иррациональному.

Рациональное (разум: умру, но спасу семью) = Иррациональное (инстинкт: но ведь умру!)

якобы= такое же Иррациональное, а на самом деле Абсолютно Вредное (разум и инстинкт: умру и я и семья ради яхты Абрамовича)

Reply

anton_montana May 8 2016, 20:07:05 UTC
Бесполезно. Кремлеботам уплочено за пропагандонство про "доброго царя", коего надо защищать.

Reply

anton_montana May 8 2016, 20:05:19 UTC
// заставляя их совершать локально иррациональные с эгоистической точки зрения поступки для общей глобальной пользы //
- И все мы знаем ФИО получателей этой "глобальной пользы"...

Reply

black_semargl May 5 2016, 18:59:01 UTC
Ну наверно сотни тысяч в августе 1991 на площадь именно от отсутствия идеалов и аллергии на утренний балет выбежали...

Reply


Leave a comment

Up