По генерал-прокурорским местам Ростовской области. Часть 4.

May 07, 2024 23:55





В преддверии праздника Победы советского народа в Великой Отечественной войне продолжаю давно начатую тему не совсем уместным в ней материалом. Но не могу поступить иначе. Дело в том, что старейший по возрасту, последний из оставшихся в живых Героев Советского Союза, получивший звезду в годы войны (и единственный, имеющий такое звание среди работников российской прокуратуры) - Борис Васильевич Кравцов никогда не был генеральным прокурором, да и никаких владений-имений в Ростовской области не имел. Но этот уникальный человек был прокурором РСФСР с 1971 по 1984 гг ( в 1984-1989 гг. - министром юстиции СССР), и бывал неоднократно на территории Ростовской области, где не то чтобы жил, а и даже не щадил своей жизни, защищая Родину.





Прокурор РСФСР Борис Кравцов ( справа) и Генеральный прокурор СССР Роман Руденко ( слева). Фото отсюда: https://nashamoskovia.ru/news-17311/



Фото отсюда: https://heroesxxcentury.ru/98-let-geroyu-sovetskogo-soyuza-borisu-vasilevichu-kravczovu

Борис Васильевич  принимал участие непосредственно в освобождении в 1943 году города Каменска-Шахтинского от немецко-фашистских захватчиков. Но боевой путь Бориса Кравцова в Ростовской области начался  чуть раньше - на границе Сталинградской  и Ростовской областей, где он оказался осенью-зимой 1942 года участником советских военных операций «Уран» и «Малый Сатрун» в составе артиллерийского дивизиона 278-й стрелковой дивизии как командир взвода топографической разведки.  Дивизион Кравцова занимал позиции на Дону восточнее хутора Ягодный напротив 11-й румынской пехотной дивизии, которая и была разгромлена и выбита  к 19-20 ноября 1942  из Ягодного и Бахмуткина при непосредственном его участии   Было это где-то здесь.



После кратковременного отдыха 278-я дивизия и все её подразделения взяли направление на город Каменск-Шахтинский. Заняв рубеж в общем кольце, артиллерийский дивизион отмечал новогодний праздник полученными боевыми ста граммами и говяжьей тушёнкой, а 3 января 1943 года пришлось отмечать ещё один праздник. В дивизион поступил приказ № 3 от 3 января 1943 года, подписанный Народным комиссаром обороны И.В. Сталиным, о преобразовании 278 стрелковой дивизии в 60-ю гвардейскую дивизию.  Кроме того, офицерам и бойцам дивизии увеличивался оклад.   За боевые заслуги в оборонительных боях северо-западнее Сталинграда и наступательных операциях в районе Среднего Дона все бойцы и офицеры дивизии награждались медалью «За оборону Сталинграда». 16 января 1943 года, получив приказ, дивизия вышла на реку Северский Донец и своим огнём 5 дней обеспечивала форсирование реки 23-му танковому корпусу. 21 января 1943 года войска 60-й гвардейской стрелковой дивизии вместе с другими частями армии начали наступление на Каменск-Шахтинский. Здесь дивизия дислоцировалась на берегу Северского Донца в районе хутора Вишневецкого. Где точно была позиция, занимаемая Кравцовым, сказать трудно, может быть, здесь.



Но про наблюдательный пункт, откуда Кравцов корректировал огонь по немцам, сохранились такие подробности: «полуразрушенное двухэтажное здание с башенкой, которое было еще до войны частью существовавшей здесь гидроэлектростанции». Известно, что посещая Каменск-Шахтинский в 1983 году, Кравцов, останавливавшийся на ночлег неподалеку на базе «Домик охотника»,  специально приходил к этому зданию.



Значит, оно в 80-ых годах было на месте. Среди  обнаруженных  мною возможно близких к описанию  прибрежных объектов  самым подходящим было вот это строение, которое находится сейчас на охраняемой территории действующего гидротехнического комплекса.



Подходить ближе я не рискнул.



Но зато охотничью базу, где ночевал Кравцов в 1983 году,   удалось посетить.









После освобождения Каменска-Шахтинского советские войска двинулись на Украину, где Борис Кравцов  при форсировании Днепра совершил подвиг, вызвав огонь артиллерии на себя, за что и получил  в 1944 году  звание Героя. В своей очень интересной книге «Записки прокурора республики. Воспоминания и размышления», доставшейся  мне с автографом автора, Борис Кравцов также сообщает, что приезжал в Каменск-Шахтинский еще и в 1961 году в должности первого заместителя прокурора РСФСР, как глава правительственной комиссии по расследованию трагического пожара на местной нефтебазе.





Поклонимся  же уважаемому и заслуженному ветерану Борису Васильевичу Кравцову, пожелаем здоровья, сил и благополучия. И не только ему, но и его родным и близким. При подготовке публикации использована вышеуказанная книга, книга воспоминаний каменского партийного и властного  работника И.Т. Фомина «Страницы моей жизни», а также  материалы с официального сайта Генеральной прокуратуры и сайта «История Каменска-Шахтинского».



Северский Донец, румыны, СССР, архитектура, война, Борис Кравцов, Каменский район, немцы, Ягодный, Ростовская область, Сталинградская битва, РСФСР, литература, памятники, Каменск-Шахтинский, праздник, государство, прокуратура

Previous post Next post
Up