Известно, что знаменитый норвежский ученый-путешественник Тур ( Тор) Хейердал, в результате своей поездки в Ростовскую область доказал, что викинги пришли в Скандинавию с берегов Дона. Во время организованных в 2001 г. в Азовском районе раскопок археологи обнаружили три пряжки-застежки, аналогичные тем, которые носили средневековые викинги в Норвегии. Дальше Азовского района вверх по Дону Хейердал, к сожалению, не успел продвинуться, а жаль...
И вот наша оперативная бригада «Меотиды и окрестностей» - в Кочетовском поселении Семикаракорского района. Место здесь столь же необычное, сколь и не исследованное. Ведь тут в округе сосредоточено невероятное количество памятников древности, наподобие больших курганов бронзового и железного веков, хазарских крепостей-городищ. Была тут и аланская крепость-город Ахас. И стоят памятники казачьей славы, в том числе Успенская церковь, построенная на средства казаков-участников войны с Наполеоном.
Результаты блестящего исследования, в котором убедительно доказана теория происхождения названия ближайшего к станице Кочетовской урочища - «Церковный рынок» уже
публиковались на «Меотиде». Оттуда мною взяты и показанные ниже 2 фотоснимка инженерного памятника - вантового моста над донской протокой-речкой Барсовкой , соединявшего до недавнего времени Кочетовскую и «Церковный рынок». Наверное, эти снимки - одни из самых последних в истории моста.
Теперь этого моста, увы, нет!
Да и речку уже не разглядеть в «море» растительности! А ведь тут была водная гладь, над которой и висел мост!
Вот меня и стала одолевать дума: откуда такое название - Барсовка ( она же - Берсовка). Барсы на Дону, вроде, не водились. И если это - не барсы, то что за берсы такие? Но вначале мы осмотрели русло Барсовки. Ближе к западному месту впадения в Дон, почти напротив дома-музея писателя Виталия Закруткина есть еще один мостик, он, правда, не подвесной. Но как можно убедиться, взойдя на него, воды в русле нет - от слова «совсем».
А ведь когда-то было так:
А это - Дон в месте соединения с протокой Барсовкой.
Восточнее видны сооружения комплекса Кочетовского гидроузла, из-за которого в 2021 году вытащили на свет проект по превращению Барсовки в обходной путь для рыбы ( собственно, Барсовка и была таковым природным путем).
На местном «диком» пляже мы разговорились с двумя общительными местными барышнями-казачками, которые подтвердили, что протоку, на самом деле, зовут не Барсовкой, а все-таки «Берсовкой», и даже не «Берсовкой», а «Берсеркой», и еще - «Берсеровкой». Вроде как, раньше было тут такое озеро, а название не казачье, и не татарское, а происходит от какого-то древнего народа, который здесь до казаков жил. Как подошли сюда казаки, так и пропел петух-кочет, который и указал на поселение. Потому и станица - Кочетовская!- Вы в музей сходите, - посоветовали казачки, - там расскажут, что Закруткин про эту «Берсерку» знал. Но, к сожалению, мы в музей не попали, он оказался закрыт, и мы отправились на восток вдоль русла Берсовки, ближе туда, где в Дон впадает Северский Донец. На середине пути вода в речке показалась. И показалась весьма живописно!
Но еще восточнее ближе к Дону - опять сушь!
Виной этому, скорее всего, была необычайная жара и засуха.
Поэтому по прибытии к Дону, с наслаждением погрузились в его быстрые прохладительные воды.
Крутой, обрывистый берег был испещрен пещерками -гнездами ласточек-береговушек, выписывавших в полете над рекой немыслимые пируэты.
И в вышине над ласточкиными гнездами просматривался выход «культурного слоя», созданного свалочниками-туристами не одного поколения.
В какой-то момент грунт стал осыпаться и вниз полетели какие-то пластмасски, стекляшки, резинки, бутылочки, проволочки, железячки. Я подобрал самый крупный предмет - молочную бутылку времен СССР.
И не мог нарадоваться. На донышке бутылки значился год ее выпуска 88. Стало быть, бутылке уж больше тридцати лет!
Среди выпавших «железок» мелькнули и какие-то три идентичные металлические завитушечные закорючки, которые я легкомысленно отнес к эпохе позднего развитого социализма, и даже не стал их рассматривать. Мое внимание всецело поглотила советская бутылка! Вдоволь накупавшись, мы отправились к устью Северского Донца. Берег был плотно «заселен»рыбаками, правильно встречавшими праздник - День Рыбака.
Где-то здесь и помещался аланский Ахас. По одному из предположений, был он вон там, справа вдали, за островом Чебачьим, на острове, на Куркине.
Ощутив чувство удовлетворенности от визита в эти края, мы двинулись обратно домой, наслаждаясь время от времени красотой золотых подсолнечных полей под небом голубым.
И уже дома, внимательно изучив литературу,я стал «кусать себе локти»! Хейердал считал, что первыми казаками были викинги. Об этом говорится в его книге «В погоне за Одином. По следам нашего прошлого». Содержание книги во многом переплетается с норвежским эпосом. Норвежец предположил, что асы (боги, а в действительности - потомки скандинавов) пришли на Север с территории современных России или Азербайджана.
Хейердал считал, что «страна асов» находилась на Юге - рядом с российским Азовом на берегах Дона. Раскопки, которые были проведены в районе Азова, показали, что на донском берегу могло располагаться древнее городище I века до н.э. Это место давно было известно российским археологам, которые определили, что в 42 году до н.э. римские войска стояли в этом районе недалеко от древнегреческой колонии Танаис. А сама гипотеза находит научное подтверждение в находках археологов в устье Дона. У викингов были особые воины - берсерки, которые и стали бродниками, а потом - и казаками. Отсюда - и странное название очень похожей на искусственно вырытую протоки - «Берсерка», которое со временем превратилось в Берсовку и Барсовку.
Так вот, самое главное: выпавшие из береговой донской кручи металлические предметы, которыми я пренебрег, оказались разительно похожи на скандинавские фибулы! Ведь они - вещественные доказательства! Если они не утрачены окончательно - хороший повод вернуться в Кочетовскую!
PS. У Виталия Закруткина есть очень интересная повесть «Человек со шрамом», где дается такое описание главного героя-казака. Процитирую: «На лбу этого человека косой светлый шрам - след сабельного удара. Этот человек высок, белокур, худощав, у него голубые глаза. Он гвардейский офицер Красной Армии и зовут его Андрей Одинцов.» Такое объявление немцы расклеивали во всех городах, станицах и селах, через которые проходила дивизия «Викинг». Человек со шрамом не давал немцам покоя: умный, хитрый, хладнокровный и храбрый, он, казалось, был вездесущим: то из блиндажей исчезали офицеры, то огонь советской артиллерии в течение десяти минут уничтожал боеприпасы, то загорались склады горючего, то русские ассы бомбили самые что ни-на-есть секретные штабы и командные пункты. Следы всего этого тянулись к человеку со шрамом. По ночам солдаты видели его в блиндажах, однажды даже поймали, но он убежал, перебив конвоиров». Ведь, правда же, портрет героя похож на берсерка. И фамилия Одинцов - ведь это же намек на скандинавского Одина! Определенно,великий кочетовец Закруткин на что-то намекал!