Яхтинг 2015. Обучение. 13-й день. Подготовка к экзамену

Feb 13, 2016 16:57

Утро 1 октября началось у нас в часов 10-11. К этому времени проснулся и бодрствовал весь экипаж яхты Виктория: я, Олег, Галина, Костя и Даша. В три часа ночи мы пришли в марину Бара после 18-часового перехода через Адриатическое море. Переход назад прошел намного легче, нежели путь в Италию. И за завтраком все рассказывали о своих впечатлениях.
- А мы рыбу поймали, - хвастается Даша.
- Как?
- Сама залетела на палубу. Вот, пару фотографий сделала, - Даша показывает фото летучей рыбы на мобильном.
- Ребят, извините, совсем из головы вылетело, что у меня еще подвахта в час ночи. Я был уверен, что мне вставать в три часа, и будильник на это время поставил, - извиняется Костя.
- Да ничего, справились :) - отвечаем мы.
- Но как? Я когда становился за штурвал, Слава сказал, что вы правильно идете, когда более трех часов были без присмотра.
- Маяк увидели миль за 25. Ориентировались на мыс Црны, - вспоминает Олег.
- Олег запомнил его, когда маршрут на карте строили. Действительно легко распознать, - встреваю я. - Стояли считали проблески :)
- Давайте обменяемся фотографиями! - предлагает Даша.
- С удовольствием, - отвечаю я и вместе с ней достаем свои нетбуки.
- Галь, есть флешка? Мы и тебе сбросим фотографии, а ты кинешь нам свои, - предлагаю.
- Нет, не могу, там личное! - категорично отвечает Галина, прячась в своей каюте.
- Ну если у тебя есть пару фоток с нами, пожалуйста отправь по Viber.
- Это я могу.
- Отлично! :)

1 октября 2015 года, четверг, марина Бара, Черногория. Завтра экзамен, а сегодня последний день подготовки к нему. Поэтому расслабляться рано. Хотя погода шепчет: "Идите на пляж, купаться..." И почему всегда так - как выходить в море, так плохая погода; как учиться, так солнце, тепло и легкий ветерок.



Пока фотографии копируются, Галина и Даша успевают сделать яичницу на завтрак и нажарить гренок из черного хлеба.
- Как у тебя кошерно получается нарезать мясо, - хвалит меня Костя. Да, я люблю, когда мясо тонко нарезано, что во рту тает, а не грызть ломоть, боясь зубы сломать.
10:30 - завтрак на яхте Виктория - яичница с гренками, пршут и сыры из Италии под кофе и немного итальянского вина.



Ближе к 12 к нам пожаловали наши инструктора - Слава и Артур.
- Ну, что, предлагаю начать подготовку к экзамену. Начнем с узлов, - Слава смотрит на нас.
- Давайте!
- На экзамене вам дадут название морского узла и вы за 10 секунд должны его завязать и показать. После может прозвучать вопрос - где он применяется. Для экзамена надо знать 5 узлов: восьмерка, беседочный, прямой, выбленочный, шкотовый. Начнем. Выбленочный.
Все работают со шкертиками и выдают узел.
- Галина, для чего применяется этот узел?
- Кранцы вязать к леерам.
- Хорошо. Восьмерка, - продолжает Слава.

Закончив с узлами, Слава предлагает перейти на Нану и снова поработать над швартовками кормой. Ветер для этого как раз тихий и неощутимый.
- На обед идете или лучше поработаем?
- Поработаем!
- Тогда оставляю вас на Артура, - и Слава убегает в сторону другого конца причала.
Так как места школы заняты всего двумя яхтами - Мур-Мур, Плюс-Минус и Дон еще где-то путешествуют по побережью Черногории - у нас полно места для швартовок.

- Из чего состоит практический экзамен? - спрашивает Костя Артура.
- Практический экзамен состоит из всех элементов управления парусной яхтой - швартовка лагом, швартовка кормой, постановка на якорь, постановка на буй, поднятие парусов, управление яхтой под парусами, спасение человека на двигателе и под парусами, повороты фордевинд и оверштаг. Всё это вы уже должны знать и уметь.
- Ничего себе, - все в шоке.
- Проходили конечно...
- А инструктор будет на яхте во время экзамена?
- Нет, вы должны всё сдавать самостоятельно без помощи инструктора.
И Артур продолжает:
- На экзамен отводится целый день. Под теоретическую часть дается 3 часа. Остальное время - для практики.
- А бывают случаи, когда ветер сильный и приходится отменять экзамен? - интересуется Костя, когда этот вопрос волновал нас всех.
- Практически нет. Если погода позволяет отойти от причала, то хотя бы швартовку кормой ученики обязаны сдать.
- Ну тогда давайте отрабатывать швартовку кормой. Чего стоять на солнце жариться зря.

13:15 - снова Нана отдается нам под управление и тренировки. Вики стоит рядом и ловит солнечные лучи на вымытой утром после толстого слоя морской соли палубе.



Для начала примеряемся. Выясняется, что я и Даша с нашим ростом не можем выйти на причал с транца. Чтобы это сделать, нам надо подтянуться на руках и высоко закинуть ногу на понтон. При этом яхта может отпружинить от кранца, отойти от причала и шкипер прямиком плюхнется в воду. Рискнув, я попыталась проделать данный трюк. Костя максимально держал яхту на берегу и даже подал руку, но я всё равно умудрилась удариться коленом и набить себе синяк. Второй возможный вариант выхода с яхты на причал - стать выше и садиться почти на шпагат, чтобы достать понтона. Плюхнуться в воду в этом случае будет еще больнее. А если надо это проделать по несколько раз, как мы работали со швартовкой лагом до седьмого пота, то купание на целый день обеспечено. А вот швартовку кормой мы на экзамене завалим.

- Ну надо же что-то делать, - сетует Артур.
- Так может пусть девочки закидывают швартовные концы на битенг с яхты, - предлагает Костя.
- Нет, программа предусматривает выход шкипера на берег для швартовки.
- То есть, если шкипер один на яхте, он имеет право ее покинуть для швартовки?
- Разве это не противоречит правилам яхтинга не оставлять судно без шкипера?
- Пока я буду тут прыгать и нырять, моя яхта пришвартуется к какой-нибудь яхте стоимостью в 3 миллиона евро на другом понтоне и что мне тогда делать?
- Мы не согласны с таким способом швартовки.
- По-моему, Костин вариант - лучший способ в нашем с Дашей варианте. Я прыгать и бить колени, а также садиться на шпагат не намерена. Давайте закидывать швартовные концы с яхты, - останавливаюсь я на последнем варианте, готовая тренировать закидывание каната на битенг.
- Согласна, - присоединяется Даша.
- Нет, нельзя, на экзамене всё равно надо будет выходить на берег, - задавленный пятерыми будущими шкиперами категорично не соглашается Артур. А тут Слава мимо проходит:
- Можно мы будем закидывать швартовные с яхты?
- Да, такой вариант возможен. Уровень воды упал. Можно.



И это кстати ответ на один из моих вопросов. Не помню, кому из инструкторов я его задала, но ответ прозвучал, что приливы и отливы в школе не учитываются. А они то в Баре есть и прямо в марине они есть. Вечером спрыгивать на причал было удобнее. Уровень воды падает здесь несколько раз на день. Это можно отследить в программе Boating. Максимальное падение будет около часа ночи и в 13 часов дня, высокий уровень воды наблюдается около 7 утра и где-то в 19:30 (время меняется). Изменения незначительные, если стоять в марине, но для невысоких ощутимы и 30 см при швартовке.



14:15 - Олег отрабатывает швартовку кормой.



Инструктора бывают разные. Бывают, как Олег Самойлов и Слава, - подсказывают, но сидят в стороне, давая право управлять и думать ученику самостоятельно. Такие инструктора знают, что успеют среагировать, если ученик напортачит. А есть такие, как Андрей, - дающие право полного управления и готовые отправиться по маршруту ученика, а не школы. И как Артур, который и шага тебе не даст ступить по палубе, чтобы не подсказать, не выхватить штурвал, не сказать что-нибудь под руку. С последними особо тяжело. Я в таких случаях сразу бросаю руль: "Ну вы же знаете как это делать правильно, делайте!" А вообще люблю, когда хоть немного доверяют, а проверять - пожалуйста и от подсказок не откажусь, но хватать штурвал - это слишком. С Артуром складывалось впечатление, что он думает об учениках: "Они даже не знают, где у штурвала ДП". Но ученики тоже разные бывают и некоторым надо каждый раз напоминать. Хотя я против таких методов. Такой ученик никогда ничему не научится, а будет постоянно долбать вас, как дятел.

Одним из первых швартовку отрабатывал Костя. Он то приловчился отпихивать Артура от штурвала своей широкой спиной. В случае с Олегом, один раз схватив штурвал, после Артур старался не дергаться, но стоял очень близко для контроля.



Самое опасное - это сесть на муринги - канаты, торчащие с носов пришвартованных яхт.



Мы отработали по три захода. В последние разы Артур даже оставил на нас яхту, бегая по понтону и следя, чтобы мы на муринги не сели. Когда есть возможность самим почувствовать яхту появляется уверенность, что в этом мире можно справится со всем.



А погода шепчет: "Идите на пляж купаться и загорать".






Ближе к вечеру ветер стал подниматься и Слава предложил перейти в класс для разбора экзаменационных билетов. Мы прошлись еще раз по терминам, которые нужны для экзамена, и поиграли со спелл-алфавитом, пытаясь прочитать названия яхт школы:
- Victoria.
- victor-india-charlie-tango-oscar-romeo-india-alfa.
Зная для чего этот алфавит, лишний раз задумаешься над именем яхты.



- На экзамене не будет терминов, будут только 2 буквы: ИК, МП, ПУ и т.д.. Или знаки: лямбда, фи и другие. Вы должны знать, что это и дать определение. С курсами можете нарисовать график, если вам так понятнее, - объясняет нюансы экзаменационных вопросов Слава.

- Потом важно уметь расшифровывать надписи на карте. Вам будет дана запись огня, например, FL 4S 25M. Вы должны написать, что это маяк с одним проблеском белого цвета, интервалом через 3 секунды и видимостью 25 миль. Если нарисуете интервал огней, это будет дополнительным плюсом, - и показывает на доске, как рисовать.

- Еще важным элементом знаний яхтинга является определение знаков в море и умение их обходить. Вам будет дан один из кардинальных буев. Его надо нарисовать, указать и графически представить количество проблесков, и написать как его обходить.
Для тренировки ориентирования в буях я бы порекомендовала программу Яхт квиз от Nautica. Там есть вопросы и по огням и знакам и много другой практической и обучающей информации.

- В правилах МППСС важно вычленить основное. Так допустим у вас будет написано "Правило 2. Ответственность". На него можно дать простой ответ: капитан, экипаж, владелец, судно. Уделите внимание правилам 6 "Безопасная скорость", 7 "Опасность столкновения", 12 "Парусные суда", 13 "Обгон", 18 "Взаимные обязанности судов" и другие.

Ааааа, как же я хочу в море. Дверь в класс открыта и оттуда доносится шелест листвы и пение птиц. Вечереет.

- Какие бывают суда? - задает вопрос Слава.
- Судно на ходу.
- Судно стесненное своей осадкой...
- На экзамене надо будет дать определение. Не забываем про условия ограниченной видимости и подаваемые при этом сигналы.
- У нас на яхте есть подсказка в кают-компании, - кто-то вспоминает.
- Потом будет 10 карточек с огнями. Вы их уж не раз просматривали, - продолжает Слава. - Сигналы бедствия, действия при пожаре и покидании судна знаете?
- Да, Олег Самойлов рассказывал, есть записи.
- Отлично. Типы якорей мы с вами разбирали на промежуточном экзамене. Этот вопрос тоже будет. И конечно же конструкция яхты: такелаж и рангоут, что к ним относится и их части.
Все строчат конспекты и запоминают, на что надо еще обратить внимание для подготовки вечером.
- Под конец надо будет расписать сигналы бедствия MAY DAY и PAN PAN, кому что попадется, - Слава продолжает грузить. - И в самом конце мы прослушаем запись с прогнозом погоды и вы должны написать его расшифровку. Всего в билете 50 вопросов и 3 часа на ответы. Есть вопросы?
- Нет...
- Свободны.

На часах 18:00 и прямо из класса, не возвращаясь на яхту, мы решили идти в ресторан ужинать.
- Сходим в Гурман?
- Да, мы же хотели по возвращению туда еще вернуться, - вспоминает Костя.
- Давайте в Гурман.
И мы заходим в ресторан, где собираются на ужин знакомые лица с причала G8. Пока ждем заказ, я замечаю интересное строение и понимаю, как мало всего мы посмотрели в Баре.
Римско-католическая церковь Святого Петра Апостола, новое строение города Бар, две башни которого видны за пальмой.



Мы с Олегом прошлись по морепродуктам и взяли блюда с осьминогом и с кальмарами.






У ребят было что-то мясное.
- Сегодня всё пережаренное, - жалуется Костя.
- У меня овощи тоже черные, - твердит Галина.
- И а нас морепродукты со вкусом горелого.
- Официант! - Костя попытался объяснить официанту, что блюда сегодня повар превратил в угли и это не вкусно. Несколько раз твердил одно и то же, но официант так и не понял:
- Црны?..
Счет на пятерых вышел 86 евро. Мы были голодны, но удовольствие не получили. Заплатив и не оставив чаевых, наш экипаж покинул заведение.



По возвращению в марину ко всему еще и света не было. Фонарные столбы не освещали понтоны, в общественном туалете и душе был полный мрак, нет вай-фая в марине и яхта полностью обесточена. Зато кто-то гуляет.



Даже не было возможности повторить вопросы к экзамену и все решили разойтись спать, когда на часах и 9 не было. Свет появился ближе к 10 вечера. И, лежа в постели, я еще попыталась почитать некоторые моменты, после чего положила конспект под подушку, как в старые добрые времена школы и студенчества, и заснула, проворачивая в голове спелл-алфавит.

Обучение в яхтенной школе Олега Гончаренко продолжается.

Дальше будет...

путешествия, Бар, еда, фото, Черногория, яхтинг

Previous post Next post
Up