Яхтинг 2015. Обучение. 12-й день. Через Адриатическое море

Feb 06, 2016 23:15

Проснуться в Италии. Увидеть голубое небо за окном. Открыть окно и почувствовать теплый сентябрьский ветерок на лице. Выйти на набережную и сесть за столик на террасе прибрежного уютного кафе. Ждешь заказ. Из кухни доносится запах булочек. Легкий морской бриз слегка качает лепестки красных и розовых цветов в вазе на столе. Завтракать горячим кофе с молоком, круассанами и свежими фруктами... Мечты...
И из всего этого правда только то, что проснулись мы в Италии. В иллюминатор постукивает мелкий дождь. Яхта слегка качается на волнах. А я повторяю термины для экзамена: широта - это..., долгота - это..., пеленг, компасный и магнитный курсы, спелл-алфавит, правило 9 МППСС, правило 13... Мы не на отдыхе. Мы обучаемся в яхтенной школе Олега Гончаренко, чтобы сдать экзамены и получить сертификат шкипера IYT.



30 сентября 2015 года, среда. Италия, Бриндизи, марина, яхта Виктория. Выйдя на палубу, возникли сомнения на счет раннего отправления в море. Пасмурно, ветер не утихает и моросит дождь. Слегка позавтракали. Проверили погоду. В самом начале пути и в конце, в районе города Бар, нас ожидают сильные порывы ветра и высокие волны. Промелькнула мысль, что можем задержаться в Италии еще на один день. Но нельзя. Решаемся выходить во чтобы-то ни стало.

08:42 - готовимся к отправлению. Ночью ветер был настолько суров, что несчастный маленький флаг Италии под правой краспицей закрутился вокруг фала, а фал вокруг вант. Олежек решил это дело распутать.



08:51 - муринги отданы, швартовы собраны в бухты и вывешены на леерах. Медленно вперед. Снимаем кранцы и складываем их в носовой трюм. Покидаем понтон К и марину Бриндизи.



08:55 - последнее фото в Италии.



09:00 - с чартплоттера, он же радар, заносим записи в тетрадь. Чартплоттер на Виктории после работы с приборами яхты Мур-Мур немного туговат, привыкла я уже пальцами по экрану, а тут кнопочки, крутилочки, а так хочется потыкать :)



09:05 - на встречу нам идет паром Grimaldi Line. Нам надо с ним разойтись в пределах гавани. Чтобы не пересекать курс у него по носу, расходимся мы левыми бортами.









Видео расхождения с паромом Grimaldi Line в порту Бриндизи.

image Click to view



09:15 - успешно разойдясь с входящим в порт судном, мы выходим в открытое море. На вахте Галина, я - подвахтенный. Компасный курс - 25 градусов.



Открытое море встречает нас неприветливой волной. Однако отдает теплом, несмотря на холодный ветер.






Ветер сильный. Можно ставить паруса. Грот ставим не полностью, рифим. Стаксель раскручиваем полностью. Паруса на правый борт. Скорость достаточная - 6-7 узлов. Идем курсом 60.
- Идем пока так, - говорит Слава. А позади еще виднеется итальянский берег.

image Click to view



Парусишки поставлены и яхта пошла под креном.



Вся команда Виктории переметнулась на левый борт, а из под правого волнишки вырываются. Пару раз, уткнувшись носом в волну, мы ловили брызги соленой воды в кокпите, пряча при этом мобильники и пытаясь укрыться.






Прыгаем по волнам. Ветер в паруса. Слава что-то рассказывает. Артур под волнишко выходит на палубу из салона.

image Click to view



Ветер в паруса вел нас в Албанию. Чтобы вернуться на свой курс 25 градусов, пришлось все-таки убрать стаксель и включить двигатель. Грот оставили. Честно, эту фишку с парусом при включенном двигателе я расцениваю как возможность, в случае возникновения опасности столкновения, иметь преимущества парусного судна - нас должны пропускать (правило 18). Парус при включенном двигателе не давал дополнительной скорости. Но может я не права.

В 11 часов на вахту заступаю я. Весь экипаж на палубе. Скучаем. И вот надо же было им появится во время моей вахты.
- Дельфины! - кричит Олег, который еще с прибрежного плавания по Черногории высматривал их.
- Ой, смотрите, еще два, - Даша достала телефон и начала снимать видео.
- Они перед носом проходят! - и Костя пошел на нос наблюдать за дельфинами.
- И как у них получается идти быстрее нас? - удивляется Галина.
- Олег, поснимай видео, - прошу я брата, держась за штурвал.
- Я боюсь, вдруг телефон уроню.
- Олежек, возьми штурвал, я тогда поснимаю, если получится, - и Олег берет у меня штурвал.

image Click to view



Складывалось впечатление, что дельфины игрались с нами. Они проходили по правому борту, обгоняли нас и, пройдя перед носом яхты, появлялись с левого борта. И наоборот. И так вокруг яхты несколько раз. Их было немного, за один раз я увидела троих. Мы совсем забыли, что в камбузе была некая подозрительная коробочка с сухариками. Чуть позже до нас дошло, что было бы неплохо подкормить дельфинов, задержав их подольше возле нас. Но Слава сказал, что дельфины таким образом хотят увести нас, как большую и опасную рыбу, от их потомства.






Дельфины радовали нас недолго, где-то с полчаса, а потом опять стало скучно. Компасный курс 20 градусов. Команда дремлет. Костя снимает видео и в кадры за штурвалом попадаю я, а потом Олег.

image Click to view



13:00 - Олег становится за штурвал.



Слава ушел в салон. Все остальные приняли лежачее положение. Даша предусмотрительно держит в руке пакет на случай прихода морской болезни. Артур закинул ноги на входной люк. Галя сидит и жует яблоко. Места на скамье мне уже не хватает и сажусь я позади, упершись спиной о кормовой релинг и смотря вперед. Так сидеть оказалось намного удобнее, чем внизу боком к движению яхты.



К 14 часам разморило и меня. Всему телу захотелось принять горизонтальное положение. Лежачих мест в кокпите больше нет и я спускаюсь в каюту отдохнуть перед вечерней вахтой. На подвахту мне выходить в 19 и я погружаюсь в сон.



Просыпаюсь в 16:10 от голосов на палубе. Команда разбирает карточки по МППСС, готовится к экзамену. За штурвалом Костя.

Еще немного повалявшись в постели, я все-таки выхожу. Карточки мне тоже интересны.
- Что это за судно?- спрашивает Артур экипаж, показывая очередные цветные огоньки.
- Буксир, длина менее 50 метров, идёт влево, на буксире два судна, длина буксира более 200 метров, - отвечаю я.
- Не показывайте ей, она всё знает, - не помню кто сказал. Пока я спала, обо мне сложилось мнение, что я знаю все карточки МППСС :)
- Один белый огонь что означает? - показывает следующую Артур.
- Судно на якоре!
- Судно на вёслах.
- Судно идет кормой от нас.
- Всё верно. А какое судно идет от нас?
- Парусное!
- С механическим двигателем.
- Буксируемое.
Даша сменила Костю на вахте. И еще час мы разбирали правила МППСС и вспоминали термины.

В 18 часов солнце потихоньку начинает садиться. Волна спала, ветер утих. Вечером было довольно комфортно идти. Хотелось, чтобы это мгновение длилось дольше.









Немного присмотревшись в горизонт среди синих облаков я замечаю черные горы. Земля! Горы конечно видны на очень большом расстоянии, поэтому, думаю, пока я спала, ребята их уже заметили.



Я облюбовала новое место по левому борту возле закрутки стакселя и лебедки стаксель-шкота, так как релинги уже надавили в спину.






Немного сумеречного видео.

image Click to view



18:40 - солнце село. Костя спустился вниз и включил огни. А Олег на всякий случай еще пошел к мачте проверить их. Мы идем на двигателе, но грот не убирали. По идее мы должны были вывесить конусный знак согласно правила 25 (е): "Судно, идущее под парусом и в то же время приводимое в движение механической установкой, должно выставлять впереди на наиболее видном месте знак в виде конуса вершиной вниз". Но по ходу все забили. В море тишина и кроме нас в округе никого нет и не было.






В 19:00 начинается моя подвахта у Галины. Даша с Костей и Артур ушли отдыхать. С нами остался Слава. И я совсем забыла упомянуть, что на обратном пути инструктора устроили нам "учебную молнию". Это означает, что ни один из электронных приборов на Виктории не работает, типа молния ударила. Единственный прибор для ориентирования - это компас. В принципе ситуация никак не изменилась. Часть приборов и так вышли из строя еще на пути в Италию. Поэтому мы не заметили разницы. На моем мобильном и у брата стоят программы iSailor и Boating. Поэтому мы старались не садить зря батарею, чтобы в случае форс-мажора можно было проверить курс. По компасу мы идем все тем же курсом 25 градусов. И пока еще не совсем стемнело Слава дал подсказку держать курс на горы, которые выделялись на горизонте.

По левому борту я замечаю огни. Невооруженным глазом заметно, что огни идут. Судно. Но какое? Слава тоже подключился к угадыванию. Огней было много и выделить бортовые, топовый или кормовые было нереально.
- Круизный лайнер, - приходит в голову мысль. И да, вскоре по носу у нас прошла новогодняя елка в виде большого круизного лайнера. Даже при ближайшем рассмотрении угадать среди всех огней маленький зеленый огонек правого борта лайнера, было непросто.

После прохода круизного лайнера мне стало проще ориентироваться в местности. Место, откуда он шел, можно было догадаться, - это Которский залив.

По правому борту вскоре замечаем что-то мелкое с высоким расположением огней. Парусное судно. Огни на мачте. Стоит на месте.
- Выйдем на связь? - предлагает Слава.
- Да нет, зачем, и так ясно.
- Бывают случаи, когда моряки в море находят судна без людей, - рассказывает Слава. - В таких случаях человек, нашедший или спасший иное судно, имеет право им овладеть.
Не думаю, что это тот случай, но замечание интересное.

Впереди тоже огни. Большое судно. Идет от нас. Скорее всего заходит в порт. Вот где-то за ним нам и стоит идти. Но огни вскоре уходят вправо.
- Нельзя брать за ориентир другое судно. Так и в Албанию прийти можно, - говорит Слава Галине, которая тоже хотела ориентироваться по этому судну.

На небе появились звезды, а на горизонте впереди - огни городов.

21:00 - становлюсь за штурвал после Галины. Курс 25. Олег у меня на подвахте. Все расходятся спать и мы остаемся вдвоем в кокпите.



За мою вахту Слава еще пару раз выглядывал наружу, а потом заснул.

Вскоре я и Олег замечаем по нашему курсу примечательный огонек на берегу, мигающий с определенной периодичностью. Олег вспомнил про маяк на мысе Црны. По периодичности похоже что это он и был. Держим курс на маяк.

Два часа пролетели быстрее, чем на пути в Италию. Возможно отдых повлиял. Усталость под конец вахты конечно была. Напряжение не спало, но управлять яхтой на меньшей волне было легче. Виктория стало более послушной и податливой.

Ближе к концу вахты, я всё поглядывала на иллюминатор каюты Кости и Даши в ожидании, когда там включится свет и наконец появится улыбающееся лицо Кости с фразой "доброе утро! кому кофе, чай?". Я мечтала уже спуститься в свою каюту спать. Немного замерзла и по телу шла легкая дрожь. Ну когда же?

В 23:00 на вахту заступает Олег. Костя так и не вышел. Сбегав в гальюн и взяв плед в каюте, у меня было желание разбудить его. Но Костя и так активно во всем принимал участие и возможно во время вахты ему придется заходить в порт. Пусть спит. Потом подумала разбудить Славу, лежащего в салоне на диване, и попросить его вместо меня и Кости побыть у Олега на подвахте. Однако Славу не разбудило мое мельтешение из гальюна в каюту. Он крепко спал и как-то было жалко будить. И так намучился с горе учениками. В инструкторе мы по сути не нуждались, ориентир есть и, собрав остаток сил, я еще на 2 часа остаюсь на подвахте у Олега.



Луна по правому борту, огни впереди и мрак по левому борту. Я люблю смотреть на звезды в небе, но облака не давали возможности увлечься этим зрелищем. Холодно. Пытаюсь уснуть на боковой скамье, завернувшись в плед.



Сон не идет. В какой-то момент я вспомнила, что мы можем проверить свой курс на мобильном. Так как руки у меня теперь свободны, то сверяю курс в iSailor и Boating. Да мы ровнехонько идем по отложенному мною маршруту, который на самом деле имел вид прямой линии. Можем быть спокойны и идти дальше, не будя остальных членов команды.

Во время вахты Олега на палубу больше никто не поднимался. Уже как три часа никто не поднимался. Зато я поняла, что с братом мы можем осилить переход вдвоем. Однако я бы не рисковала идти ночью. Но в форс-мажор - можем.

Маяк всё ближе и можно различить огни берега. Я уже угадываю, где город Бар. Сомкнуть глаз так и не получилось. С братом оказалось веселее нести подвахту :)

И за 15 минут до конца вахты Олега наконец просыпается Костя. Ура! Я свободна! И хоть оставалось совсем немного до завершения пути, я всё же ухожу в каюту спать, упавши в постель без сил.

01:00 - Костя бодро становится на вахту, благополучно проспав свою подвахту. Даша у него на подвахте. А Олег скоро появляется в нашей каюте и тоже заваливается спать.

Мы вырубились сразу. И не слышали как Костя с Дашей ловили рыбу в кокпите в 2 часа ночи. Ночной гость в виде летучей рыбы сам залетел на палубу и удостоился пары фотографий, после чего был выпущен.



А проснулась я от того, что двигатель стал тише работать и слышались подозрительные шевеления на палубе. Выхожу в кокпит, протирая глаза. Мы идем на швартовку в родной марине Бара. Костя снова пререкается с Артуром на счет того, как лучше швартоваться. На палубе Артур, Слава, Костя и Даша. Костя не дал Даше приступить к своей вахте в 3 часа ночи. Поэтому я подключаюсь к ней вывешивать кранцы по оба борта и на корме, а также готовим швартовы. Вскоре и Галина поднимается. Костя второй раз пытается швартоваться кормой, идя носом вдоль причала G8. Не получается, затрагиваем муринги других яхт. На третий раз наконец нам удается подойти кормой к причалу, выйти на него и закинуть шлаги на швартовные устройства, вытащить муринги и закрепить на носу. Мытье яхты мы пропускаем, ибо сил не было ни у кого. Еле подключили электропитание к сервисной тумбе.

В 03:30 в четверг 1 октября мы пришвартованы в Баре на причале G8. Олег так и не проснулся. Он бодрствовал с самого утра с выхода из Италии, поэтому ему простительно. Хотя лучше бы он поспал днем.
- Ну что, друзья, с приплыздом!
- С приплыздом, - вяленько отозвались мы.
- Свободны до обеда, после обеда попрактикуемся еще швартоваться кормой, - дает распоряжения Слава и вместе с Артуром покидает яхту Виктория.

Признаться честно, не помню, пили мы с приплыздом или нет, похоже, что да, но спать завалились сразу. В родной марине черногорского города Бар. Аж как-то на душе тепло и уютно стало.

Всем, кто ложится спать, спокойной ночи, друзья. И пусть приснятся вам море и белые паруса на фоне голубого неба.

Обучение в школе Олега Гончаренко продолжается.

Дальше будет...

путешествия, Бар, Италия, фото, Бриндизи, Черногория, яхтинг

Previous post Next post
Up