Ну вот, наконец-то закончена вторая часть повествования о Кракове. Никто уже и не ожидал :)
Главный Рынок старого города - неизменный атрибут всех европейских городов, носящих отпечаток немецкого влияния. Рига, Таллин, Вильнюс, Гданьск, Краков, Варшава - города, построенные по немецкому принципу организации центра торговли: практически посреди чистого поля ставилась высокая крепостная стена, за которой располагались узкие улочки, все до одной ведущие к центру, где располагалась квадратная площадь Рынка.
В средние века Краков был одним из богатейших городов Польши: здесь пересекались многочисленные торговые пути средневековой Европы, поэтому краковский Главный Рынок один из крупнейших в Европе. Когда-то на 4-ех гектарах его поверхности располагалось множество зданий, не сохранившихся до настоящего времени - здесь были здание с главными весами, парикмахерская (называемая, по-старопольски, примерно как «постригальня»), а также - обязательный атрибут средневековых (не только европейских) городов - место наказаний и казней. От Ратуши сохранилась только башня с часами. В те времена, когда Краков был самоуправляем, в здании Ратуши располагались городские власти, решавшие экономические, судебные и оборонительные проблемы города.
В самом центре рыночной площади располагается оригинальное и очень характеристичное для краковского Рынка здание, носящее называние Сукенницы (Sukiennice). Хотя для русского уха такое название может звучать курьезно, образовано оно от слова “сукно”, а не от другого приходящего на ум “литературного” слова.
Все 108 метров здания Сукенниц, разделяющих Рынок на две части, - это большая торговая галерея. Второй этаж здания, куда ведут таинственно спрятанные в стене ступени, в настоящее время занимает галерея польской живописи XIX века. A на первом этаже по сей день процветает торговля всевозможными сувенирами. Там продаётся глиняная посуда и деревянные изделия ручной работы, вязанные свитера из овечьей шерсти, меховые тапочки и телогрейки, расписные кружки и колокольчики, иконы, светильники из разноцветного стекла, напоминающие витражи, и даже стальные латы и доспехи - в общем, разбежались бы мои глаза в разные стороны, не будь я москвичкой :).
На фоне здания Сукенниц вырисовывается памятник Адаму Мицкевичу, поэту и писателю, значение которого для польской литературы сравнимо со значением А.С. Пушкина для литературы русской. Точно так же, как и памятник Пушкину в Москве, этот постамент, ласково называемый горожанами «Адасем» (уменьшительное от Адама), сделался традиционным местом встреч в Кракове. Памятник, на мой взгляд, не особенно удачный, выполнен в романтическом стиле, символом которого является обвивающий корпус поэта плащ, делающий его издалека (тоже на мой взгляд) похожим на женщину. Спутниками поэта по постаменту являются аллегории: сидящая на переднем плане женщина с орлом у подножия - Полония, старец с правой (северной) стороны - символ мудрости, юноша со щитом и мечом - символ мужества, и женщина с лирой с левой стороны - символ поэзии.
Марьяцкий собор, о котором рассказывалось ранее, также выходит главными воротами на рыночную площадь, но само строение собора вырывается из общего стройного ряда зданий, окружающих рынок. Связано это с тем, что теперешнее здание собора построено на месте старого, происходящего из таких дремучих времён, когда не было ещё возникшего 750 лет назад Рынка.
Есть на площади и еще одно здание, не вписывающееся в архитектурный ансамбль старого Рынка. Часовня св. Войтеха (św. Wojciecha) первоначально была безотчётно мною замечена ещё на изображениях, украшавших некоторые краковские сувениры. Потом, уже проходя мимо неё, мне захотелось остановиться и войти внутрь. Большую часть маленького позолоченного алтаря в часовне занимает большая красивая икона Богородицы с младенцем на руках и короной на голове. Внутри часовни, расположенной посреди шумной и суетливой рыночной площади, было покойно и уютно. Покидая здание часовни и снова погружаясь в рыночную сутолоку, я ещё раз оглянулась, чтобы понять, почему эта маленькая католическая святыня вызывает в моем сердце такой тёплый отклик. Быть может, это полукруглый так похожий на византийский купол и круглые, а не стрельчатые (свойственные для католических храмов) окна?
Позже я узнала, что часовенка эта - самый старший объект на краковском Рынке, построенный на месте, где некогда существовал языческий культ. 1000 лет назад было возведено каменное строение, а 200 лет назад возникло теперешнее построенное в ромнском стиле здание. С правой стороны от входа в часовню имеется лесенка ведущая на площадку расположенную примерно на человеческий рост ниже уровня земли. Там, в стене вырисовывается деревянная дверь, являвшаяся входом в старую церковь, предшественницу теперешней часовни (это к вопросу об осядании строений). Разъяснился так же и вопрос с "византийским" куполом. Романский стиль (т.е. римский) - происходящий ещё из тех времён, когда христианская церковь была едина (т.е. не разделялась на православную и католическую). Стиль, родственный византийскому стилю, столь близкому сердцу русского православного человека.
( продолжение следует... )
Часть первая P.S. Критика и замечания по поводу языковых неточностей приветствуются.