Очередная запретительная инициатива в скором времени может поступить в Госдуму. На этот раз предлагается запретить компьютерные игры, в которых есть возможность виртуально убивать граждан России или СССР.
Похоже, пришло время поговорить об оградительном законотворческом тренде и настойчивом желании некоторых депутатов оседлать волну патриотических настроений.
Сначала коротко суть. Депутат от «Справедливой России» Олег Михеев готовит законопроект, запрещающий распространение на территории нашей страны компьютерных игр, оскорбляющих Россию, а также игр, в которых есть возможность виртуального убийства россиян, а также игр, искажающих историю.
- В России пришло время для тщательного контроля за содержанием компьютерных игр, реализуемых на рынке и доступных для скачивания. В частности, я считаю ненормальным, что в ряде таких игр дети могут выступать на стороне Третьего рейха, как, например, в игре «Солдаты: герои Второй мировой», - пояснил депутат Михеев. - Это абсолютно недопустимо, поскольку в глазах ребёнка уравниваются все выступавшие в войне силы, представляя победу фашистского рейха как один из возможных сценариев.
(Ирония том, что это говорит тот самый депутат Михеев, который любит иногда щегольнуть в нацистской форме и искренне преклоняется перед гением некоторых военачальников Третьего рейха).
Идею Михеева поддержал культовый депутат от ЕР Евгений «мы оккупированная страна» Фёдоров, подтвердивший, что компьютерные игры сильно влияют на подрастающее поколение, а значит, те, в которых можно убивать русских, нужно запретить.
…Кратко пробежавшись по законотворческим инициативам депутата Михеева, мы среди прочего обнаружим предложения по ограничению «плохих» новостей в СМИ (не более 30%), ограждению россиян от «отрицательных эмоций», запрету пропаганды в СМИ «эгоизма», «социального паразитизма», «сексуальной распущенности», предложение по ограничению продажи спиртного (только по банковским картам), предложение приравнять к экстремизму оскорбление патриотических чувств россиян и много чего ещё.
А ведь это - всего один депутат. И если взглянуть на законотворческий массив последнего времени, то нетрудно заметить, что в нём отчётливо наблюдается попсово-запретительный тренд - от борьбы с табакокурением и торрентами до компьютерных игр. Что в этом настораживает?
Если рассматривать каждую инициативу отдельно, то многие из них выглядят вполне разумно либо содержат в себе элементы разумности. Но запретительных мер в последнее время стало так много, что это вызывает какое-то интуитивное отторжение и хочется попросить депутатов слегка умерить оградительный пыл. Дело тут вот в чём.
Главный раздражитель - то, что запретительные инициативы не уравновешиваются созидательными. Например, лично я в целом был склонён поддержать ограничения для курильщиков, полагая, что за ними последует вал качественной и умной пропаганды здорового образа жизни, а так же повышение уровня доступности спорта и физкультуры. Мне это казалось логичным и естественным - любую крутую меру сопровождать здоровой альтернативой. Однако прошло более года, а она так и не появилась.
Запрет на гей-пропаганду среди подростков не обернулся валом пропаганды традиционных ценностей среди них же.
Запрет на оскорбление чувств верующих не вызвал шквал разъяснительной работы на тему места веры в истории нашей страны и в её современности.
Запрет на «плохие» компьютерные игры, уверен, не обернётся потоком отечественных «правильных» игр. И так далее.
Я депутатов, штампующих запреты в промышленных масштабах, как персон, которые не чужды простых человеческих слабостей, всецело понимаю. Они люди профессиональные, умеющие почувствовать малейшее изменение ветерка общественных настроений. А ветерок этот последние пару лет всё отчётливее дует в сторону возрождения народного самосознания и отторжения т.н. «свобод», на практике оборачивающихся обязанностью терпеть глумление. Наполнить парус этим набирающим силу патриотическим потоком - залог долгой и успешной работы на привычном месте. Депутаты тоже люди - хотят вкусно и стабильно кушать, а потому с радостью подыграют любому превалирующему общественному настроению.
Но я не понимаю депутатов как государственных мужей. В погоне за вкусной инициативой они не заботятся о минимальной логике в своей деятельности. Их запреты носят хаотичный характер, не имеют никакой системной взаимосвязи, не компенсируются возможностями и, будучи даже правильными по отдельности, вместе создают стойкий эффект клоунады.
Такой перегиб формирует цирковой имидж всей Госдумы как аппарата, состоящего из пустых карьеристов, не способных либо не желающих заниматься настоящим созидательным трудом. Я, например, верю, что это далеко не так, но имидж формируется, не спрашивая моего мнения. И голоса тех, кто сегодня прославляет власть как бестолковую, усилиями отдельных депутатов лишь возвышаются.
Особенно отвратительно это потому, что такими темпами нарастающие патриотические настроения в обществе очень быстро могут быть напрочь дискредитированы, так и не успев преобразоваться в мощное позитивное движение.
И да. В этом, уважаемые читатели, есть и наша вина, ибо мы который год усердно стучим по клавишам, копипастя в комментариях универсальные на наш взгляд рецепты решения всех проблем в форме «расстрелять, посадить, запретить». Вот наши голоса наконец-то стали выделяться на общем фоне - и к ним тут же чутко прислушались некоторые господа депутаты, начав работать с конца списка.
На всякий случай поясню - наши рецепты, безусловно, суть следствие либералистической вакханалии и отчаяния, вызванного ею. Поэтому они столь прямолинейны и грубы. Потому и вина наша в формировании такого запроса весьма условна. Но вот депутаты как люди, радеющие за судьбу страны и народа, должны были не только принять наш карательный запрос и воплотить его в жизнь, но и уравновесить созидательной альтернативой - это, в конце концов, их прямая служебная обязанность. А иначе это не депутаты, а обычные карьеристы.
Я не знаю, какие ещё запреты нас ожидают в ближайшем будущем. По логике, вслед за запретом компьютерных игр, в которых можно виртуально убивать русских/советских, должен последовать запрет на мальчишеские игры во дворе, где неизбежно одни играют за «своих», а другие за «врагов».
В любом случае, мне кажется, что нам, уважаемые читатели, пора послать наверх новый мощный запрос, а именно - потребовать от депутатов немедленно прекратить заниматься ерундой и браться за созидательную работу. Или проваливать к чёртовой матери.
P.S. Виктора Мараховского
К сказанному коллегой стоит добавить несколько слов. Переживаемая нами эпоха репрессий производит такое цирковое впечатление не только потому, что «запреты не уравновешиваются конструктивом». Конструктивные, в стиле «хорошо бы развивать патриотизм», инициативы у отечественного суперчиновничества тоже есть. Главная проблема - в том, что зачастую это поп-конструктив и поп-репрессии. Это репрессии для анекдотов. Репрессии-инфоповоды. Очень удобные для того, чтобы пусси райот в очередной раз сплясали, а группа фемен помахала бюстами. Но не стимулирующие делать своё дело сам чиновничий «бояриат», порождающий весь этот суровый государственнический креатив.
Если мы присмотримся к поп-запретам и поп-программам - то увидим занятный момент. Контроль за соблюдением запретов или за воплощением программ в большинстве случаев доверяется структурам, высшее начальство которых по определению не несёт ответственность за их провалы. Это очень странная обратная зависимость - чем выше начальство, тем меньше его кровная заинтересованность в результатах озвученных затей.
Чтобы не быть голословным. Вот в 2010 году замминистра обороны РФ Николай Панков объявил: «Необходимы разработка, производство и распространение среди молодёжи компьютерных игр военно-патриотической направленности, создание соответствующих интернет-сайтов и разработка и производство детских игрушек, копирующих отечественные, а не зарубежные образцы вооружения и военной техники».
Хорошо так объявил. Прошли годы. В последний раз патриотическое участие Минобороны в игростроении поминалось в 2012-м. По итогам расходования мелочи (36 млн рублей из казны) на официальном сайте МО появились онлайн-, внимание: тетрис, морской бой и «сапёр». Если это называется созданием патриотических видеоигр, то я прям даже не знаю.
С тех пор, между прочим, прошло ещё два года. Николай Панков сидит как влитой на прежней должности, невзирая на Шойгу. Об увольнениях и расследованиях в отношении каких-либо других служащих, накреатививших три школьных игрули на миллион баксов, нам не сообщали. Патриотических игр от Минобороны как не было, так и нет.
…Таким образом, то, что законодатели предпочитают штамповку запретительных инициатив штамповке созидательных - это только часть беды. Беда ещё и в том, что в их предельно «боярской» логике инициатива заканчивается, когда её принимают, а программа - когда её подпишут и откроют финансирование. И вылечить это системно - можно лишь одним способом: превращением «потешной ответственности» в настоящую. То есть нам нужен не столько запрос на созидание, сколько запрос на реальность вообще всей работы, которой занимается власть.
Проблема в том, что сами законодатели, в силу мощного инстинкта самосохранения, этим заниматься вряд ли станут. А значит, если уж в чей-нибудь адрес формировать запрос на реальные репрессии, так это точно не к депутатам.
Евгений Супер на "Однако"