"Велосипедная свобода"

Feb 05, 2014 03:22

С велосипеда город смотрится по-другому. Он именно смотрится, т.е., в отличие от метро, ты именно видишь город. Всего 10 минут, и ты у Нотр Дама, еще 10 минут, ты у музея Орсе. В любое время суток берешь велосипед и едешь, куда тебе надо. И все удовольствие на 7 дней - 8 евро. Где это видано, чтобы на транспорт за неделю потратить всего 8 евро, при этом бесконечное число раз едешь практически от точки до точки, и не надо подниматься и спускаться по разным переходам. Очень удобно. Настоящая велосипедная свобода «по-французски» -- это Velib'. Но есть подводные камни.




Velib' - это система общественных велосипедов в Париже (вроде и не только там). Суть ее в том, что существует очень плотная сеть парковок с великами. Ты покупаешь билет (на 1 или 7 дней) или это входит в местный проездной (этот вопрос подробно не изучала). При этом на карте блокируется залог в 150 евро на случай возможного ущерба. По истечении срока действия билета залог снимается.  Платишь за 1 день - 1,5 евро, за 7 - 8 евро. И катаешься. Но. Первые 30 минут бесплатны, далее за дополнительное время берется дополнительная плата (первые просроченные 30 минут - 1 евро и т.д. по прогрессивной шкале). В этом смысле наручные часы ой как пригодились (потому что с наружными часами здесь большие проблемы, а за телефоном на ходу лазить неудобно). И нужно следить за корректностью парковки велика, чтобы в итоге загорелся зеленый огонек - типа все ок. Вроде все просто, но я столкнулась с некоторыми преодолимыми сложностями.
  1. Покупка билета через терминал. У меня так и не получилось это сделать. Терминал пытается сам считать с карты нужную сумму и не просит ввести ни пин-код, ни какое-либо иное подтверждение что ты - это ты. В результате я купила билет через их сайт. На почту тут же пришел его номер.  В принципе, этот билет можно купить заранее, в форме покупки указывается период действия этого билета. Радостно подхожу к автомату, набираю номер, пин-код и… см п.2.
  2. … Опция «take a bike» недоступна, потому что не смогли заблокировать залог… Это оказалась такая политика безопасности у моего банка. Когда на следующий день в банке внесли Францию в список «белых» стран, прокат тут же заработал! Т.е. об этом мне нужно было заранее побеспокоиться в своем банке, но все же не предусмотришь.
  3. Движение. Надо осознавать, что велосипед - это разновидность общественного транспорта. Т.е. нужно ездить либо по специальной разметке, либо по проезжей части. Т.е. велопрогулки - это в парке типа «Сокольники», а здесь это удобное и не безопасное средство передвижения. Например, есть улица с односторонним движением, а мне надо ехать в противоположном направлении. Что делать? Потихонечку еду по тротуару, чтобы не мешаться. И была за это освистана местными велополицейскими. По-французски я мало понимаю, а они никак по-другому объяснить не могут :) Но было понятно, что они меня пытаются согнать с тротуара:) После я уже сама догадалась следить за разметкой, она очень грамотная и четкая оказалась. А на проезжей части много выделенок для общественного транспорта, они же, как правило, и для велосипедистов. Так что за пару дней вполне освоилась. Бывалые очень лихо маневрируют в потоке машин. Надо повернуть налево, выставил левую руку и поворачивает, и все ведь построенные независимо от темперамента («Париж - это город в котором когда-то жили французы»), пропускают. Я даже не пыталась так делать:) Надо повернуть налево, подъехала к пешеходному переходу, дождалась зеленого и по-тихому аккуратненько «повернула налево». Все-таки меня ждут дома :)
  4. 30 минут - это оказывается очень мало. С учетом светофоров и возможного трафика. Часы пик - это вообще оборжаться, когда светофоры переключают в мигающий режим, а движение регулируют полицейские, как же смешно они свистками перехрюкиваются!  Возвращаясь к 30-ти минутам: ведь надо же успеть припарковать велик, а то будет дополнительная плата. Что делать, если дорога занимает больше времени? Для этого можно припарковаться на любой промежуточной велопарковке, подождать 2 минуты и снова взять велик. 2 минуты потому, что сервис не доступен сразу. Такие условия игры.
  5. А что делать, если на парковке свободных мест нет? Не беда, в автомате есть опция продления бесплатного режима еще на 15 минут, чтобы успеть доехать до другой парковки (они близко друг от друга) или же можно подождать здесь, пока кто-то не придет и не возьмет велик. Можно посмотреть наличие свободных мест в округе. Еще они предлагают скачать приложение для смартфонов (насколько удобно - не знаю, в роуминге не экспериментирую). У меня с собой бумажная карта, на которой отмечены все велопарковки. Гораздо хуже, когда на парковке нет ни одного велика :) Такое один раз видела, когда подъезжаю к дому, и мой припаркованный велик оказывается единственным на стоянке в 20 с лишним мест.
  6. В связи с п.5. эта система не очень удобна, если ездить вдвоем и более. А еще вряд ли это подойдет для поездок с детьми. Но какой же это кайф, когда ветер прочищает тебе мозги!
И все равно очень удобно. Хоть и велосипеды попадались раздолбанные, и у дома днем места постоянно свободного не было, а вечером наоборот. Мне понравилось. И мне повезло с погодой. Намотанный вокруг шеи шарф - это оказывается не модный аксессуар, это практично. Перчатки - это тоже местная необходимость. На случай дождя я носила с собой маленькое полотенце, чтобы вытирать сиденье (не пригодилось). По идее, надо бы еще и дождевик иметь для таких случаев. Шлема не было, но я бы от него не отказалась. Вообще, к велосипедистам относятся очень терпимо, однако, наблюдала две ситуации. Первая. Машина поворачивает направо и раскорячилась на велодорожке. Проезжающий велосипедист, видимо, обматерил и словами и жестами. Это тот случай, когда велосипед является продолжением тела, очень красиво он жестикулировал :) И второй момент, когда машина немного подрезала велосипедиста, за что получила от него легкий пинок, тоже произошла перебранка. В общем, лучше стараться избегать подобных конфликтов, тем более, что все они предсказуемы.

Подводя итог, это действительно свобода, однако всякая свобода - это некоторые ограничения :)

***
все время думала, почему же такое у нас нельзя внедрить... дорога из аэропорта домой, которая заняла времени столько же, сколько весь полет, помогла ответить на этот вопрос...

еще думала, что это очень дешево, как оно окупается? Видела машину специальную, которая осуществляет велосипедную логистику. Вероятно, у них там копится статистика, на каких велопарковках какие потребности. А еще надо же обслуживать велики, колодки тормозные менять, цепи смазывать... В общем, это серьезное хозяйство... и всего 8 евро за неделю!

wow!, хозяйке на заметку, улыбнуло, полезные ссылки, путешествия

Previous post Next post
Up