Так должно быть. А так ли должно быть?

Dec 11, 2012 01:30


Зачем тебе и твоим детям это знать, чувствовать и понимать?

"А чё-ё понимать-то здесь?
Ясно ж всё написано - "Богоматерь с младенцем"!". ( Источник)

Это особый вид общения, когда ты получаешь письмо-картину. Не текст, а его "шифр", декодером к которому послужит твое тело. Как узнать, что написано в таком письме?



Джоржо Томазо Скьявоне. Мадонна с младенцем и Ангелами. 1459 - 1460.

Очень сложно назвать то впечатление, которое возникает при виде этой картины. Есть определенная тяжесть, но она не непосильная. И это не чувство обреченности, и не чувство уверенности, и не чувство покорности. Возникают какие-то нелогичные чувства, например, при виде мягкой подушки, на которую супает младенец, рождается далеко не чувство мягкости, оно почему-то отдает болью. Музыка ангелов должна нести небесную легкость, но вместо этого слышишь пустоту, которая оказывается какой-то тяжелой, глухой. Мать, отпускающая свое дитя на страдания, совершенно спокойна, даже отрешена от этого. И это все почему-то не вызывает удивления, как если бы снился какой-то явный бред, но при этом было бы ощущение, что все нормально, так и должно быть. Какая-то смесь из ощущений, которую можно так и назвать "Так должно быть".

У всех персонажей необычный разрез глаз. Глаз как бы и нет вообще, взгляд куда-то отведен, чуть ли не внутрь себя, они как отворачиваются от нас, они сосредоточены на чем-то своем, только своем, но исключительно важном.

Отпускающий младенца жест Богоматери, покорный, почти безучастный, но уверенный, потому что предопределенный. Младенцу настолько тяжело, даже болезненно дается это соприкосновение с поверхностью, он то ли опирается на мать, то ли отталкивается, чтобы дальше идти самостоятельно. Сама поверхность цвета жертвенной крови, младенец вроде бы ступает на подушку, но это только видимость мягкости.

Накинутое на плечи Богоматери покрывало создает ощущение тяжести, ноши, но как на контрасте тонка и невесома накидка на голову! Избранная. Чувство, выраженное с помощью контраста. Такой контраст не кричит, это как глуховатый звук молотка, раздающийся в пустоте и возвещающий, что "Приговор является окончательным и обжалованию не подлежит".

***

На картинах с таким сюжетом часто изображают характерные символы.

Вишню называют райским фруктом, вручается в качестве награды за добродетельность, символизирует Небо.

Цветы в аллегорическом натюрморте символизируют недолговечность и эфемерность человеческой жизни.

Музыкальные инструменты виола (лира да браччо) и лютня - инструменты, на которых играют ангелы в своих концертах.

Яблоко как символ грехопадения человека, в контексте этого сюжета, такое же значение имеет айва, апельсин.
(из "Словаря сюжетов и символов в искусстве")

"не что а как", искусство

Previous post Next post
Up