Жизненным путем человека можно назвать жизненный опыт, смысл жизни, жизненную философию, жизненную направленность, линию жизни. Онтогенез с последовательностью фаз (рождение, зрелость, созревание, старение и смерть) это объективное нашего жизненного пути. В такой мере, как человек организует и самостоятельно направляет и строит собственную среду развития, он избирательно относится к тем событиям, которые не зависят от его воли (рождение в определенной семье, состав семьи, внешность и прочее), он является
субъектом жизнедеятельности.
однако по мере того, как сознание формируется и развивается, появляются новые грани структуры личности - таланты, характер, жизненная направленность, жизненный опыт. И действительно, таланты, как и опыт, формируются постепенно, и зависят как от внешних обстоятельств, так и от желания самой личности развиваться этот самый опыт приобретать.
Выбирая свой путь, мы формируем свою роль в своей собственной судьбе. Степень нашей активности зависит от зрелости характера, его самобытности. Разные типы личности характеризуют разные уровни жизнедеятельности, при том, что все мы несем примерно схожие исторически-социальные ценности (не убий, не укради и прочее), и вот эти самые разные уровни жизнедеятельности вызывают внутренний конфликт, поскольку общепринятые стандарты зачастую не совпадают с внутренним восприятием этих ценностей. С одной стороны мы имеем жизнь, подчиненную обстоятельствам, шаблонное выполнение социальных ролей. Я студент. Я хожу на работу. Я менеджер. Я жена. Жизнь-автоматизм.
А с другой стороны жизнетворение (Делание), когда жизнедеятельность адекватна характеру и является самовыражением. Истинно творческое самовыражение в таком случае должно основываться на правильном отражении обстоятельств собственного поведения. Я бегу, потому что я работаю. Я веселюсь, потому что я студент. Я прекрасная жена. Я креативный и старательный менеджер. Отражение объективных законов действительности.
Жизненный путь проявляется в социальном поведении (поступках), общении, труде, познании. Жизненный путь творческой личности насыщен событиями среды, поведения, внутренней (духовной)жизни. Эта событийность сказывается на характере и полноте воспоминаний. По воспоминаниям можно судить о типе личности.
Единство сознания и деятельности - это сочетание гармоничное внутренней и внешней жизни. Внутренняя жизнь отражает не только реальные события, но и сама является субъективной реальностью -жизнью.
Действительно, духовная биография может быть не менее содержательной и значительной, чем объективная картина жизни. Малой частью внутренней жизни является переживание. Переживание - это субъективная сторона нашей с вами реальной жизни. Переживания могут существовать в виде воспоминаний. Индивидуальная память, как и коллективная - это бесконечная по своей сути эволюция, накопление опыта и переживание его. Для нас важна не только эмоциональная окраска воспоминаний, но и его содержание и жизненная значимость. Неприятное сохраняется особенно долго и прочно потому, что оно постоянно переживается не как известное страдание, но как известный “урок жизни".
Приятное сохраняется как известный момент продвижения жизни вперед.
Как говорил Фрейд, забывание как непроизвольное вытеснение образа из сознания реально. Но реально и другое, когда человек хранит событие в памяти, но намеренно избегает воспроизводить его, не желая причинить себе душевную боль, потревожить совесть. Воспоминания порой требуют мужества. Путем обобщения воспоминаний формируется жизненный опыт личности.
Внутренняя жизнь может также осуществляться в процессах воображения. Для разных людей воображаемая жизнь - в мечтах, надеждах, предвидениях - имеет неодинаковое значение. Иногда она чуть ли не полностью замещает жизнь действительную. Уход от действительности в область воспоминаний или мечты имеет смысл “защиты”. Однако такой стиль внутренней жизни демобилизует человека, снижает уровень его социальной активности. Оптимально, когда насыщенная внутренняя жизнь соразмерна жизни действительной, иначе она сама в конце концов истощается
Переживания несомненно имеют и мыслительный компонент. Определение линии поведения или даже линии всей жизни - творческая задача, адресованная в большой мере интеллекту.
Добиться устойчивых свойств самосознания, при котором на нашем пути выступает как осознание себя субъектом жизненного пути, ответственного за свою судьбу - уникальную, неповторимую, единственную, вот ответ на вопрос "Как понять свой путь?"
В самосознании необходимо добиться соотношения с одной стороны, жизненных планов и потенциала личности, с другой - реальных достижений в творчестве, в карьере, личной жизни.
Зрелый человек понимает закономерный характер своего пути, строит концепцию жизни, увязывая прошлое с настоящим и будущим. Самосознание невозможно без познания собственного бытия, случайного и необходимого в нем, актуального и потенциального, действительного и возможного. Глубина и адекватность этого познания во многом определяются интеллектуальностью и, если угодно, талантливостью человека.
Будучи зависимым от биографии, талант в свою очередь накладывает отпечаток на судьбу личности. Осознание своего дарования подкрепляет чувство собственного достоинства, способствует ответственности за его реализацию и развитие, побуждает человека жить в соответствии с призванием. И талантливым можно стать в любом деле.