Хибины. Поход на перевал Орлиный 30-31 июля 2011г.

Oct 30, 2011 14:19

Поход выходных дней в Хибинах на перевал Орлиный (2А).

Наконец-то подготовил фотоотчёт о прохождении перевала Орлиный (2А) в Хибинах в походе 30-31 июля 2011г.

Перевал Орлиный, он же Снежный, он-же Орлиное Гнездо, он-же Балтийский Проход, он-же Крутой - перевал в Хибинах, с самым обширным, насколько мне известно, перечнем альтернативных названий. Но чаще всего всё-же встречаются упоминания о нём как "Орлиный" и чуть реже как "Снежный". Поэтому я буду использовать в комментариях топоним "Орлиный".

Согласно классификатору перевал Орлиный имеет категорию 2А и зимой лавиноопасен. Перевал соединяет долины ручьёв Ферсмана и Петрелиуса и разрезает неглубокой щелью плато Юдычвумчорр, отделяя от него гору, называемую в народе Крестовая. Недалеко от перевала Орлиный находятся ещё два интересных перевала: Ферсмана (1Б-2А) и Крестовый (1Б-2А). На его северном склоне круглогодично лежит длинный снежник, за что перевал получил своё второе имя "Снежный". Также этот перевал один из самых высоких в Хибинах. Его высота 1100 метров, при том, что самая высокая гора Юдычвумчорр имеет 1200 метров.

Альтернативный фотоотчёт у the-maxim .

1: Подход к перевалу Орлиный. В центре гора Крестовая. Слева перевал Ферсмана. Справа перевал Орлиный.

2: Вид на перевал Ферсмана с верховьев ручья Ферсмана.

3: Перевал Ферсмана и гора Палгасвуйчорр с подъёма на перевал Орлиный.

Наш поход на перевал начался поздно вечером в пятницу 29 июля со станции Хибины, до куда мы доехали на поезде. Хоть уже и был самый конец июля и Полярный День уже закончился, но ночи всё равно ещё оставались светлыми и позволяли двигаться хоть круглосуточно. Ночью мы дошли до ручья Ферсмана и тут заночевали.

С утра собрали лагерь и вышли к перевалу, до подножья которого дошли часа за 3. Ещё час и мы наверху. Далее часть группы (3 человека) ушла на Юдычвумчорр с тем чтобы потом спуститься на перевал Западный Петрелиуса и уже с него уйти в сторону перевала Рамзая где и встать на ночёвку. А мы с Максимом начали готовиться к спуску, одевать обвязки и кошки.

4: Долина ручья Ферсмана. Вид с перевала Орлиный.

5: На перевале Орлиный.

6: Вид с перевала Орлиный в долину ручья Петрелиуса.

7: Северная сторона перевала Орлиный. Примерно середина спуска.

Снег на перевале очень жёсткий и, местами, ледоруб даже не втыкается - приходится подыскивать место где снег чуть помягче, чтобы воткнуть ледоруб для организации страховки. Первых две верёвки идем лицом вниз. Затем крутизна склона увеличивается, а снег становится жёстче, кошки плохо втыкаются в снег, поэтому разворачиваемся и начинаем пятиться на три такта. Таким образом проходим ещё 5 верёвок до места где началось выполаживание склона и оттуда до камней уже прошли просто в кошках, без верёвки. Всего на спуск с перевала мы потратили около 4х часов.

8: the-maxim

9: Долина ручья Петрелиуса.

10: Вниз ещё 3 верёвки.

11: А сверху прокинули уже четыре.

12: У подножья перевала. Здесь кончается снег и снимаются кошки.

13: Вид на перевал Крестовый от подножья перевала Орлиный.

Местность под перевалом представляет собой кошмарную каменную мешанину, идти по которой просто пытка. Дошли до озера под перевалом Западный Петрелиуса и устроили небольшой перекур. Максим здесь занялся фотосъёмкой ночных гор. Нам, чтобы воссоединиться с группой надо ещё перемахнуть через перевал Западный Петрелиуса и дойти до реки Малой Белой около перевала Рамзая. В районе 2х ночи поднялись на перевал и оттуда уже к 4 ночи спустились к Малой Белой и к нашей группе, попутно наблюдая клубы тумана, застелившего всю долину.

На утро в воскресенье прошли перевал Рамзая и довольно быстро добежали до озера Малый Вудъявр, откуда уже нас забрала машинка.

14: Верховья долины Петрелиуса.

15: Долина реки Поачвумйок.

16: Хребет Тахтарвумчорр.

Хибины, перевал Ферсмана, пешеходный туризм, перевал Орлиный, перевал Крестовый, туризм