Хибины, перевал Ферсмана. 28-29 августа 2010г.

Jan 05, 2011 20:07

28-29 августа 2010 года, мы сходили на перевал Ферсмана. Вот что говорят о нём справочники:
Перевал Ферсмана - перевал в Мурманской области, высота - 974 м над уровнем моря. Располагается в западной части Хибин между вершиной Ферсмана и плато Юдычвумчорр, соединяет долины Меридионального ручья и реки Малая Белая. Назван в честь советского геохимика и исследователя Хибин - Александра Евгеньевича Ферсмана.
Классификация перевала: Лето - 1Б, Осень - 2А, Зима - 2А.

Подняться на перевал Ферсмана + схема прохождения.

Классификация перевала: Лето - 1Б, Осень - 2А, Зима - 2А.

Этот поход имеет некоторую предысторию. Впервые к перевалу Ферсмана я попал ещё на заре своей туристической практики в 2004 году. Тогда мы поднялись до скального участка, но не имея никакого снаряжения, ни малейшего опыта работы на таких скалах, развернулись и ушли назад. Но заноза непройденного перевала осталась.

В следующий раз я попытался его пройти в середине сентября 2009 года. Тогда мы с друзьями приехали сюда уже более подготовленные, но как оказалось всё равно недостаточно. К тому-же дождь и нехватка времени в условиях стремительно уменьшающегося светового дня так-же сделали прохождение перевала невозможным.

И вот очередную, увенчавшуюся успехом, попытку пройти перевал Ферсмана мы предприняли в конце августа 2010 года. В пятницу вечером мы приехали на станцию Имандру и с фонариками дошли до слияния рек Маннепах и Гольцовка, где и переночевали. А с утра, собрали лагерь и ушли к перевалу.

Чем выше мы поднимались по течению Гольцовки, тем хуже становилась погода. Сел туман и периодически моросил дождик. Погодная обстановка до боли напоминала прошлогоднюю, но имея гораздо больше запаса по времени, чем в прошлом году, мы всё же решили попробовать пройти перевал.

Пара слов о фотографиях. Все фотографии представленные здесь не мои, а нашей участницы Юли. Мне как-то в этот поход не до фотоаппарата было - так и прокатался он в рюкзаке, практически не доставаясь.

1: Ночь на слиянии ручья Маннепахк и Гольцовки.

2: Река Гольцовка в нижнем течении.

3: Река Гольцовка в среднем течении.

4: Юра задумался, куда же идти дальше?

5: Исток Гольцовки. Дальше воды нет, только иногда её течение слышно где-то глубоко под камнями.

6: Перевал где-то там.

7: Исток Гольцовки и долина Гольцовки. Облаками закрыт хребет Юмьечорр.

8: Это как в том анекдоте про суслика. Перевал видишь? Нет. А он есть!

9: Подъем на перевал. Слева - северная стена горы Палгасвуйчорр (она-же гора Охотничьей тропы).

10: Наконец-то из тумана вынырнул сам перевал.

11: На подходе к началу скального участка.

12: Вершина горы Палгасвуйчорр.

13: Провешивание перил к первой полке. Навесающая скала в народе называется Зуб Ферсмана..

14: Подъём на первую полку. Цирк Ферсмана затянут туманом.

15: Зуб Ферсмана.

16: Третья верёвка.

17: В какой то момент туман поднялся выше, но зато пошел дождь в перемешку с мокрым снегом.

18: Стремительно темнеет, а мы ещё не на перевале. Открылись цирк Ферсмана и плато Часначорр.

19: Наша сегодняшняя постоянная соседка, гора Палгасвуйчорр. До перевала уже осталось немного.

20: На перевале! Ночь наступила фактически тогда, когда мы как раз вылезли на перевал.

Спуск на противоположную сторону совершали уже в темноте. Фонарики специально не стали включать чтобы не слепить глаза. И вскоре, привыкнув к темноте, неспешно спустились вниз. На небольшом песчаном островке среди камней стояла чья-то палатка, и мы, не став беспокоить её обитателей, прошли дальше и вскоре нашли ещё один песчаный островок, где и обосновались на ночёвку.

21: Истоки ручья Ферсмана.

22: Западный цирк Юдычвумчорра. Где то там прячется перевал Орлиный, он же Снежный.

23: Ручей Ферсмана недалеко от слияния с Малой Белой.

На этом повествование о самом походе можно считать завершённым. Дальше мы прошли вдоль Малой Белой сначала по грунтовке, а затем по тропе и вскоре вышли на станцию Хибины. Оттуда вызвали такси до Апатит и дальше уже поездом уехали в Мурманск.

Теперь немного о технической части. Чур, бывалым и опытным туристам-альпинистам в меня тапками не бросаться. Вот схема нашего прохождения перевала на моей прошлогодней фотографии. Наверняка опытные скальники пройдут этот перевал и быстрее и проще, но мы, так сказать в первый раз, как прошли так и прошли. Тем не менее конструктивные предложения о том как это было-бы сделать лучше приветствуются. Также приветствуются схемы и описания своих прохождений этого перевала.

24: Схема нашего прохождения перевала Ферсмана.

Фотография прошлогодняя, т.к. в этом году с такого ракурса снять перевал нам не позволил туман. Желтые линии - участки свободного хождения. Красные - перила. Синие точки - места фиксации верёвки. Зелёные - закладки.

И чуть покрупнее:

25: Схема нашего прохождения перевала Ферсмана.

Хибины, перевал Ферсмана, пешеходный туризм, туризм