Справка: что делать родственникам погибших в Ростове-на-Дону пассажиров авиакомпании Fly Dubai

Mar 30, 2016 11:43

С разной степенью компетентности эксперты и юристы рассуждают в СМИ на тему компенсаций для родственников погибших в связи с потерей близких - где получать, в каком размере и т.п. Звучали цифры от сотен тысяч рублей до 7 миллионов долларов, предлагались суды Объединенных Арабских Эмиратов (ОАЭ) и США.

Я не берусь оценивать этичность всех этих заявлений, в большом количестве появившихся в считанные часы после авиакатастрофы. Сам я не считаю их неэтичными, так как вопрос получения достойных компенсаций родственниками погибших рано или поздно все равно встанет - не через неделю, так через месяц или два. И главное для родных и близких не оказаться в информационном вакууме и не принять поспешное неверное решение. Тем более, что юристы авиакомпании уже на следующий за авиакатастрофой день приехали в Ростов-на-Дону и немедленно взялись за дело - начали предлагать более чем скромные по мировым меркам и законодательству большинства стран, в том числе и России, компенсации - всего 20 тысяч долларов США, то есть менее полутора миллионов рублей.

В течение последних 15 лет моя ежедневная работа связана со страховым правом (5 лет проработал в Ингосстрахе, последние 7 лет возглавляю юридическую компанию ГлавСтрахКонтроль). Параллельно в своей научной деятельности я занимаюсь международным частным правом (МЧП) и закончил аспирантуру одной из лучших школ России по МЧП - Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ.
Поэтому вопрос выбора суда (forum shopping), то есть выбора наиболее привлекательной юрисдикции (суда) для рассмотрения спора с иностранной страховой компанией, мне близок и хорошо знаком.

Авиакатастрофа с Boeing 737-800, принадлежащим авиакомпании из Объединенных Арабских Эмиратов Fly Dubai, произошла 19 марта при выполнении рейса Дубай - Ростов-на-Дону при повторном заходе на посадку в аэропорту Ростова-на-Дону, то есть авария произошла на территории РФ. В авиакатастрофе погибло 55 пассажиров, большинство из которых граждане РФ, и 7 членов экипажа различных национальностей.

Фото с места авиакатастрофы с сайта 1001crash.com








Выплаты из региональных бюджетов
В текущий момент уже начались выплаты родственникам погибших. Из бюджета Ростовской области выделено более 40 млн рублей в качестве материальной помощи семьям погибших. Руководители еще трех российских субъектов: Волгоградской области, Краснодарского края и Москвы, жители которых погибли в авиакатастрофе, также подписали распоряжения о выплате компенсаций семьям погибших.

Лимиты страхования ответственности авиаперевозчика перед пассажирами
Так как перевозчиком выступала иностранная компания, ответственность перед пассажирами застрахована не по российскому законодательству. Уже известно, что страхование рисков перевозчика Fly Dubai осуществлялось дубайской компанией Oman Insurance Company, а перестрахование - английской компанией Willis на условиях международной Монреальской конвенции 1999г.
Риски перевозчика были застрахованы на общую сумму на $500 млн. Данная сумма покрывает ущерб самому воздушному судну, ответственность перед третьими лицами, перед пассажирами и членами экипажа, компенсации за потерю багажа и ущерб имуществу, а также возмещение морального вреда пострадавшим. Страховая сумма в договоре страхования указывается полностью и может как предусматривать отдельные подлимиты на указанные выше компенсации, так и не делится на подлимиты. В части воздушного судна выплата составит 20-30 млн долларов, оставшееся страховое покрытие (470 млн долларов) должно распределяться на выплаты пострадавшим от авиакатастрофы лицам.

Компенсации со стороны Fly Dubai и Oman Insurance Company
Представители авиакомпания Fly Dubai объявили о своей готовности выплатить по $20 тысяч родственникам погибших. По сложившейся практике перевозчик старается максимально быстро и на минимальные суммы урегулировать претензии родственников, заключая досудебные мировые соглашения на условиях конфиденциальности. В соглашении, как правило, фиксируется отказ от претензий со стороны получателей выплаты. Таким образом, перевозчик ограничивает свою ответственность, что противоречит нормам Монреальской конвенции (статья 21).
Таким образом, с учетом выплаты 1 млн. рублей из региональных бюджетов и предлагаемой выплаты авиакомпании в размере $20 тысяч, общий размер компенсации за жизнь каждого погибшего составит менее 2,5 млн рублей.
Денежные средства, предложенные в настоящий момент авиаперевозчиком, могут рассматриваться лишь как предварительная выплата лицам, предусмотренная для удовлетворения «безотлагательных экономических потребностей» родственников жертв авиакатастрофы (ст. 28 Конвенции). Однако, пользуясь правовой неосведомленностью родственников погибших, авиакомпании и их страховые компании часто попытаются согласовать такую выплату как полное возмещение убытков и морального вреда. Для этого родственникам будет предложено подписать согласие на отказ от дальнейших претензий к авиакомпании. Этого делать ни в коем случае нельзя, по крайней мере, не взвесив все последствия полписания такого согласия или соглашения.

На какую компенсацию имеют право родственники погибших
Если родственники будут знать о своих правах и разумных компенсациях по аналогичным случаям, то это позволит родственникам погибших в переговорах получить законную не заниженную компенсацию.
Информацию по компенсациями семьям погибших в авиакатастрофах за рубежом найти в принципе можно, хотя все соглашения и подписываются на условиях конфиденциальности. В США эта компенсация составляет около 5 млн долларов на одного погибшего, в Европе - 2-3 млн евро. О компенсациях по российским авиакатастрофам я, скорее всего, раскрою секрет для широкого круга людей, за что вызову волну негодования от страховых компаний, которые скрывают эту информацию, чтобы сэкономить на выплатах. По российским авиакатастрофам выплаты составляют в среднем 150 000 - 200 000 долларов, то есть 10 - 15 миллионов рублей по текущему курсу в отношении одного погибшего.
И эта цифра абсолютна обоснована экономически. Согласно заключению Финансового университета при Правительстве РФ, составленному по заказу Правительства РФ, «стоимость» жизни, определенная на основании экономических потерь средней статистической семьи из-за гибели человека - это 9,1 млн рублей в ценах 2015 года. Кроме того, с учетом моральной составляющей ущерба была разработана модель, учитывающая влияние преждевременной смертности, с одной стороны, и доходов населения, с другой стороны, на удовлетворенность людей своей жизнью. Расчеты показали, что общая «стоимость» человеческой жизни по миру в целом с учетом моральной составляющей ущерба составляет $2,55 млн США в ценах 2011 года. Аналогичные расчеты, сделанные для России, показывают, что «стоимость» человеческой жизни с учетом компенсации морального вреда составляет в нашей стране 39,3 млн рублей или $624 тысячи при курсе 63 рубля за 1 доллар США (по состоянию на вторую половину 2015 года).
То есть родственники погибших в авиакатастрофе российских граждан уже сегодня должны иметь возможность обратиться к авиа- или страховой компании или в суд и получить среднюю выплату в размере 30-40 миллионов рублей.

На чьей территории судиться с авиа - и страховой компанией
Если договориться о надлежащей компенсации с авиакомпанией и страховщиком не удастся, то в соответствии со статьей 33 Монреальской конвенции родственники погибших могут обратиться за защитой своих прав в судебные инстанции. И тут конвенция предоставляет широкие возможности для выбора суда для подачи иска (forum shopping). Иск об ответственности перевозчика может быть предъявлен по выбору истца в пределах территории одного из государств-участников Конвенции, либо по месту нахождения коммерческого предприятия перевозчика, либо в суде места назначения перевозки. То есть, следуя условиям Конвенции, среди вариантов подачи иска можно рассмотреть ОАЭ (государство регистрации воздушного судна) и Российскую Федерацию (место назначения перевозки). Также в качестве потенциального места рассмотрения спора можно рассматривать США (государство - разработчик и производитель авиалайнера) Францию (государство - разработчик двигателя).
Если оценивать продолжительность судебных тяжб и связанные с этим издержки истцов, то наиболее перспективным местом подачи иска является Россия - срок судебного разбирательства составит 8-15 месяцев - с учетом возможных судебных экспертиз и апелляции несогласной с решением суда стороны. Для примера, в США судебное разбирательство в первой и апелляционной инстанции составляет 3 года и более.
Вместе с тем, ведение судебного разбирательства в США обладает определенными преимуществами - родственники смогут рассчитывать на значительные денежные компенсации по высоким стандартам Штатов - около 5 миллионов долларов. США как крупнейший инвестор в экономику ОАЭ оказывает большое влияние на правовую систему ОАЭ, поэтому о нескольких миллионах долларов США компенсации можно также заявить, подавая иск в ОАЭ.
Однако на практике, подавая иск за рубежом, истцы могут столкнуться со многими проблемами, начиная от ситуации непризнания установленных Россией или даже международной комиссией причин катастрофы вплоть до возврата иска из-за непосудности. При этом обязанности оплатить судебные издержки, в том числе понесенные ответчиками, будет возложена на истцов. Судебные издержки в США или ОАЭ по сравнению с издержками судебного процесса в России даже не в разы, а на порядок выше. Если в США речь будет идти об издержках, исчисляемых сотнями тысяч и миллионами долларов, то в России судебные издержки даже если и составят подобную сумму, то в рублях.
Таким образом, обращаясь в суд иностранного государства истцы получают уравнение со многими неизвестными - непрогнозируемый исход дела и немалые судебные издержки.

Кто заплатит?
Статья 17 Конвенции предусматривает, что перевозчик отвечает за вред, происшедший в случае смерти или телесного повреждения пассажира, если происшествие произошло на борту воздушного судна или во время любых операций по посадке или высадке. Согласно статье 21 Конвенции не может быть установлено ограничений на компенсацию вреда в пределах 100 тысяч специальных прав заимствования (СПЗ, примерно 140 тысяч долларов США или 9,5 миллионов рублей). То есть фактически 9,5 миллионов рублей - это минимальная компенсация в любом случае - даже, если авиакомпания будет признана невиновной в катастрофе. Для получения указанной суммы необходимо лишь наличие факта причинения вреда на борту воздушного судна или во время посадки/высадки. Если же вина перевозчика будет подтверждена специалистами МАК, размер выплаты в соответствии с положениями Конвенции, не ограничивается и может составлять значительно большую сумму - десятки и даже сотни миллионов рублей.
С учетом указанных положений Конвенции авиакомпания и ее страховая компания в текущий момент прилагают все усилия, чтобы доказать, что вины авиакомпании в авиакатастрофе нет - это позволит избежать авиакомпании и ее страховщику выплат компенсаций на сумму, превышающую 9,5 миллионов рублей, то есть ограничить свою ответственность перед пассажирами.
Межгосударственным авиационным комитетом (МАК) создана комиссия по расследованию происшествия, в работе комиссии уже принимают участие специалисты из ОАЭ, США и Франции. Основными версиями причин авиакатастрофы на настоящий момент являются ошибка экипажа и погодные условия. В СМИ также появилась версия, что причиной авиакатастрофы могла стать техническая неисправность. Но официальных выводов относительно причин авиакатастрофы пока нет.

В любом случае, пока не будет четкого определения степени вины всех участников произошедшей авиакатастрофы, родственникам погибших ни в коем случае не следует подписывать никаких соглашений с Fly Dubai.

Тюрников Николай, генеральный директор юридической компании «ГлавСтрахКонтроль», президент Ассоциации защиты страхователей

экономический эквивалент жизни человека, авиакатастрофа, цена жизни

Previous post Next post
Up