Вот наткнулся тут случайно в Википедии на информацию про родные мне места: оказывается, совсем недалеко от них находится местность под названием
Радогостье.
Коротко говоря, это круг внутри теченья рек Шардарьи, Киржача, Клязьмы и Вольги. Правда, никаких источников в Википедии, против обыкновения, нет, так что достоверность информации под сомнением.
Проверить ее я не смог, только нашел некий
не(до)языческий текст, в котором эта местность описывается. При всем уважении к Велесовой Книге, достоверным источником по топонимике она не является, а других источников там нет.
Тем более нет никаких оснований связывать это наименование с Родом, как там делается. Если уж оно и было связано с божеством, то с
Радогостом Сварожичем, почитавшимся балтийскими славянами. Но, может быть, вернее связать это название с человеком, поскольку рядом с Радогостьем находится
Радонежье. Бога по имени Радонег мне неизвестно, а вот два брата-основателя, Радогость и Радонег, вполне вероятны.
В центре Радогостья находится город
Покров, получивший название от
известно какого праздника.
Smelding про него писал
пару раз. Но мне вот что вспомнилось:
«
Царь же с трудом вошел в город и всю ночь молился с патриархом Фотием в церкви святой Богородицы во Влахерне, и вынесли они с песнями божественную ризу святой Богородицы, и смочили в море её полу. Была в это время тишина и море было спокойно, но тут внезапно поднялась буря с ветром, и снова встали огромные волны, разметало корабли безбожных русских, и прибило их к берегу, и переломало, так что немногим из них удалось избегнуть этой беды и вернуться домой».
(Это ПВЛ, как ни странно, нормального перевода этого места в хронике продолжателя Амартола я не нашел).
А вот другое погружение покрова богини в воду:
«
После этого и повозка, и покров, и, если угодно поверить, само божество очищаются омовением в уединенном и укрытом ото всех озере. Выполняют это рабы, которых тотчас поглощает то же самое озеро. Отсюда - исполненный тайны ужас и благоговейный трепет пред тем, что неведомо и что могут увидеть лишь те, кто обречен смерти».
Это «Германия» Тацита, речь про богиню
Нерту, которой поклонялись, в том числе и варины-варяги. Если допустить, что этот культ или воспоминания о нем дожил до 9 века, то можно себе представить реакцию варягов Аскольда и объяснить, почему они предпочли уплыть от Царьграда, как об этом и сообщает Фотий:
«
Ибо как только облачение Девы обошло стены, варвары, отказавшись от осады, снялись с лагеря».
Также это может частично объяснить и праздник Покрова, известный только в РПЦ, как возможное наследие культа богини Нерты.