Радогостье и Покров

Sep 27, 2015 13:29


Вот наткнулся тут случайно в Википедии на информацию про родные мне места: оказывается, совсем недалеко от них находится местность под названием Радогостье.

Коротко говоря, это круг внутри теченья рек Шардарьи, Киржача, Клязьмы и Вольги. Правда, никаких источников в Википедии, против обыкновения, нет, так что достоверность информации под сомнением.

Проверить ее я не смог, только нашел некий не(до)языческий текст, в котором эта местность описывается. При всем уважении к Велесовой Книге, достоверным источником по топонимике она не является, а других источников там нет.

Тем более нет никаких оснований связывать это наименование с Родом, как там делается. Если уж оно и было связано с божеством, то с Радогостом Сварожичем, почитавшимся балтийскими славянами. Но, может быть, вернее связать это название с человеком, поскольку рядом с Радогостьем находится Радонежье. Бога по имени Радонег мне неизвестно, а вот два брата-основателя, Радогость и Радонег, вполне вероятны.

В центре Радогостья находится город Покров, получивший название от известно какого праздника. Smelding про него писал пару раз. Но мне вот что вспомнилось:

«Царь же с трудом вошел в город и всю ночь молился с патриархом Фотием в церкви святой Богородицы во Влахерне, и вынесли они с песнями божественную ризу святой Богородицы, и смочили в море её полу. Была в это время тишина и море было спокойно, но тут внезапно поднялась буря с ветром, и снова встали огромные волны, разметало корабли безбожных русских, и прибило их к берегу, и переломало, так что немногим из них удалось избегнуть этой беды и вернуться домой».

(Это ПВЛ, как ни странно, нормального перевода этого места в хронике продолжателя Амартола я не нашел).

А вот другое погружение покрова богини в воду:

«После этого и повозка, и покров, и, если угодно поверить, само божество очищаются омовением в уединенном и укрытом ото всех озере. Выполняют это рабы, которых тотчас поглощает то же самое озеро. Отсюда - исполненный тайны ужас и благоговейный трепет пред тем, что неведомо и что могут увидеть лишь те, кто обречен смерти».

Это «Германия» Тацита, речь про богиню Нерту, которой поклонялись, в том числе и варины-варяги. Если допустить, что этот культ или воспоминания о нем дожил до 9 века, то можно себе представить реакцию варягов Аскольда и объяснить, почему они предпочли уплыть от Царьграда, как об этом и сообщает Фотий:

«Ибо как только облачение Девы обошло стены, варвары, отказавшись от осады, снялись с лагеря».

Также это может частично объяснить и праздник Покрова, известный только в РПЦ, как возможное наследие культа богини Нерты.

Тацит, Византия, язычество, Аргуновская волость, христианство, варины

Previous post Next post
Up