"Fairness" in evaluating college applicants

Jan 20, 2021 13:52

Вы, наверное, думаете, что я сегодня о политике буду писать. А вот нет. То есть пока что нет.  Кроме того, что скажу, что "этот день мы приближали, как могли", конечно.  И я только что посмотрела инаугурацию, и поэтому в хорошем настроении.

А написать я хочу совсем на другую тему, которая у  меня в голове уже много лет вертится.  А сейчас вот конкретный повод:

Пару дней назад мы узнали, что наш старший сын не поступил на программу MIT PRIMES, на которую подавал в прошлом году.

Он потратил как минимум часов сто на решение задач в заявке, и он просто живет и дышит Computer Science (он подавал на направление CS/Bio, и биоинформатика -- это тоже очень "его" вещь): например летом, в свободное от работы программистом и от преподавания Advanced Python время, он программировал себе для души.  Причем его "для души" именно не просто в том, чтоб написать популярный апп, а написать интересную систему или алгоритм. Конкретно он себе пишет что-то, что на данный момент уже представляет из себя довольно обьемный "решатель всего" -- система решает любые уровнения numerically, и очень многие -- алгебраически (тригонометрические, multinomials, где возможно, и т.д.), алгебраически преобразует арбитральные expressions, конечно умеет чертить любые уровнения, и, наверняка, еще много всего.  Что-то вроде его собственной версии Wolfram Mathematica, созданной одним человеком, потому что ему интересно.

Кроме того, Старший, конечно, очень силен в математике.  И вот -- все равно не поступил.

У меня от этого были очень сложные ощущения.

Первая реакция -- просто удивление от того, что, значит, только в округах Бостона (а эта программа для местных), есть достаточное количество детей, которые сильнее  моего Старшего в математике и CS.  Это очень впечатляет.  Вы можете посмотреть на уровень задач на поступление и порешать сами, если хотите.  Они вот тут (то есть он решал 2021 General Math и CS задания): https://math.mit.edu/research/highschool/primes/program/apply.php .  Старший по математике решил из 6 задач, 4 с половиной, что как минимум на две задачи больше, чем я могла бы решить, например (не то, чтоб я была эталоном математических знаний, но я к тому, что эти задания не каждый выпускник решит).

То есть если делать выводы о шансах поступления Старшего в тот же MIT, например, то они довольно малы.  Но это мы, наверное, и так знаем.  Ну и грустно за него и за его усилия, и за то, что у него не будет этого шанса заняться исследовательской деятельностью прямо сейчас.

С другой стороны, можно скзать, что эта программа - настолько meritocracy в поступлениях, насколько возможно.  По сравнению с этим, поступление в колледж -- гораздо больше похоже на лотерею, чем на меритократию.  Так что если есть более сильные дети -- то, конечно, поступить должны они.  И я могу только порадоваться уровню нынешних подростков.  Чем больше у нас таких способных и работящих детей, тем лучше будет наше будущее.

Еще мне думается про то, как и какие дети могут получить доступ к таким программам.  Потому что кроме способностей и интереса, все-таки нужны еще и дополнительные условия.   Такого рода математика и CS не преподаются в обычных школах. По нынешним временам можно, конечно, как-то все это выучить самому, если сильно интересуешься: благо учебники более-менее доступны.  Во всяком случае более доступны, чем были когда-либо в прошлом.  Но все же мне кажется, что таких гениальных самородков меньше, чем даже мест в этой программе. Большинство поступающих наверняка ходили на какие-то дополнительные курсы (ну да, те же MIT PRIMES Step -- но про поступление туда работает та же логика), занимались в дополнительных программах или лагерях, и хоть как-то были подстегнуты, например, родителями или родственниками.  То есть не совсем "сами-сами".

Вообще чем старше мои дети, тем больше я вижу, насколько важны все те opportunities -- классы, кружки, книги, знания, connections и т.д., которые мы им даем. И то же самое про других детей.   Все те, кто получают спортивные сколаршипы в колледж, и которых принимают в колледж как спорсменов -- все это невозможно без многих лет зачастую дорогих тренировок, лагерей, спортивного оборудования, и просто родителей, которые заинтересованы и могут возить на все эти тренировки и соревнования.  Все "знает пять иностранных языков" или "победил на олимпиадах" -- это все не просто способности самого ребенка, а многолетняя работа родителей. Ну хорошо, не "все", а убедительное большинство.

Именно поэтому мне кажется, что при поступлении в колледж или при постплении в другие программы affirmative action -- все-таки нужная вещь.  "Нужная" не только нам самим, а всему нашему обществу.  Если мы исходим из предположений, что колледж дает карьерные преимущества и знания, и что нам, как обществу, лучше, когда наши способные подростки получают шансы учиться, а потом применять свои знания на благо всем -- то несомненно лучше давать возможности пробиться не только тем, у кого родители могли себе позволить все эти кружки и развозы, а и тем, кто смогли пробиться и чего-то добиться без этой дополнительной помощи, а иногда и вопреки всем преградам, которые их окружающие  и их собственные родители воздвигали на их пути.

Если кто-то берет калькулус в 9м классе -- то несомненно это многое говорит про способности этого ребенка.  Но этот "калькулус в 9м" почти невозможен в обычной школе без каких-то очень активных действий родителей.  Очень-очень активных действий.  Иначе система просто не пошевелится ускорить способного ребенка.  И в какой-то мере если ребенок без активных родителей, живущий в дистрикте, где даже нет этого самого AP Calculus BC или даже AB -- все-таки добивается и берет его к 12му классу, то вполне возможно, что как математик, он сильнее, чем тот, кто брал калькулус в 9м, после частной middle school.

Хорошо подготовленные дети заинтересованных родителей будут и так в довольно хорошем положении, даже если их не примут в супер-супер-супер престижный колледж или программу.  Во всяком случае я очень надеюсь, что наш Старший будет в хорошем положении даже без MIT PRIMES.  Так что мне не жаль тех мест, что достаются underprivileged детям.  Чем больше они достигнут, тем нам всем лучше.

Все эти рассуждения, конечно, имеют под собой одно большое и довольно неверное предположение, что поступление в колледж - это пример меритократичных решений.  Впрочем, даже если рассматривать поступление, как идею, что у них есть какой-то cut-off для тех, кто точно не дотягивает, плюс какое-то количество тех, кого колледж берет просто из-за того, насколько они выдающиеся, а для остальных -- это лотерея -- то и в этом случае я считаю правильным давать фору тем, кому семья такой форы не дала.

This entry was originally posted at https://angerona.dreamwidth.org/1621876.html (
comments).
Please comment there using OpenID.

college admissions, parenthood, alma mater, polemics, goshkin

Previous post Next post
Up