Our school

Jun 01, 2016 10:15

Когда я не успеваю в спортзал и еду на работу позже, то проезжаю мимо нашей местной школы и вижу ручейки родителей ведущих детей в школу. Они идут, держась за руки -- иногда явно папа и мама вместе ведут своих детей -- улыбаются, разговаривают, наслаждаются хорошей погодой. И мне становится немного грустно за своих детей, что у них нет и, наверное, уже никогда не будет такого опыта.

Правда вместо этого у них есть много всего другого в школе. Я тут обычно пишу больше когда я раздражена школой, чем когда обрадована или умиляюсь, а на самом деле поводов для радости очень много. Собственно, даже та учительница у Пухтышкина, от которой у меня переодически пар из ушей идет, на самом деле многому его научила (как бы он ни пытался меня убедить, что "простые и всем очевидные" вещи, вроде fluid dynamics он и так "всегда знал". Вот родился и сразу знал.) Уж не говоря про то, что он -- не самый легкий ученик, так что то, что она продолжает на него тратить столько усилий тоже очень похвально. Ну и другие учителя и ученики ему столько дали! Наверное ни в какой другой школе -- даже настроенной на талантливых учеников -- у него не было б такой лабораторной и доступа к наукам, таких занятий инженерным строительством и такой математики, как сейчас! [1]

Я уж не говорю про Мурмилкин опыт. Переводили-то мы детей ради Пухтышкина -- Мурмилке вроде и в прошлой школе отлично было, и все были ей довольны -- а оказалось, что эта школа просто то, что нужно сейчас ей. Что не будь школы, мы бы даже не знали, сколько всего она может понять и сделать, и, главное, у нее не было бы тех возможностей работать и расти, что есть сейчас.

Мурмилке еще очень повезло с учителями. У нее в прошлом году была отличная учительница, а та, что в этом году -- вообще необыкновенная. Я даже не знаю, как ее описать. Есть учителя, которые очень внимательно подходят к каждому ученику, стараются понять и дать каждому то, что именно этому ребенку надо (не только в академическом плане, а и в плане развития характера и во внешкольном внимании). Есть учителя, которые знают очень много всего по разным предметам и умеют детей в этом заинтересовать и увлечь и рассказать так, что будет понятно и запомнится. Есть учителя, которые выискивают для детей разные вне-школьные или дополнительно-школьные мероприятия, поездки и другие способы развития, которые дополняют то, что учат в школе и опять-таки позволяют детям развиваться глубже и лучше (и тестировать свои способности) -- и учителя сами тратят много времени и сил на подготовку детей к этим внешкольным experiences и на посещение их. Есть учителя, которые сами стремятся развиваться вместе с детьми -- изучают новые темы, когда видят, что детям это интересно, даже целые области познания могут пройти, а потом вместе с учениками туда углубиться и там новое делать и развиваться. Есть учителя, у которых просто все ладится -- все их новвоведения в классе просто работают и идут на пользу. А Мурмилке попалась учительница, которая совмещает в себе все вышепреведенные качества, и еще и обожает саму Мурмилку!

Только за этот год, Ким -- Мурмилкина учительница, прошла с детьми довольно большой кусок Американской местной истории -- причем с анализом, дискуссиями и углублениями, а не просто изучением фактов как их видит учитель -- и в процессе они сьездили на несколько экскурсий; они читали и анализировали сложные произведения; они писали много всего разного сами, и она поощряла и общее развитие и улучшение письма и индивидуальный стиль каждого ребенка; они почти каждый день ходили в местный парк и вели там дневники наблюдений за природой -- то есть по настоящему изучили флору и фауну (этого мы бы Мурмилке сами не могли никак дать!); они обсуждали события в мире и новинки науки относящиеся к окружающей среде, эволюции и биологическим системам; они познакомились с "system thinking" и подготовили работы на systems dynamics conference, где не только "выступили" наравне с учениками одинадцатых-двенадцатых классах, а еще и показали, что во первых понимали то, о чем говорят, а во вторых что их работы были действительно сделаны самими учениками по темам, выбранным учениками; они много говорили про логику и про социальное поведение -- и провели две "murder mystery" игры всем классом; у них появились electives с специалистами в нескольких областях; они просто все сплотились и сдружились. На прошлой неделе они сьездили в настоящий поход на три дня/две ночи -- спали в палатках, сами готовили себе еду, ходили в мини-походы по лесу, изучали флору и фауну в озере (как вы думаете, кто это "забрел" дальше всех в воду?)


По-моему организовать такой поход и поехать в него с девятилетками, без родителей, -- это уже сам по себе подвиг! О качестве похода говорит то, что Мурмилка приехала с него, приняла душ и свалилась спать на пять часов. Потом, когда она проснулась, я ее засунула в ванну и там оттирала мочалкой (вода была аж черная), и все равно после ванны обнаружила, что многие места еще тереть и тереть. Этот поход наверняка запомнится Мурмилке на всю жизнь и останется тем ярким детским воспоминанием, про которое рассказываешь друзьям и вспоминаешь почти с недоверием, когда у тебя самого появляются дети. (Что, мне действительно можно было в пять утра бродить по кемпграунду самой, а потом резать овощи и мыть посуду; гулять по лесу и залезать в воду?)

Даже "report card", которую Ким написала, уже, по-моему, лучшая реклама школе: и то, как все написано (у самой Ким, как видно, все более, чем отлично с умением писать!) -- и то, какими занятиями дети занимались в этом году.

К тому же Ким у Мурмилки ведет еще и математику, так что и математикой я очень довольна. Она опять-таки старается не только научить математическим понятиям -- базовым и не очень -- а особенно обращала внимание на то, чтоб Мурмилка училась подходить к сложным и новым задачам без страха, а с идеей "сейчас попробую разложить на кусочки и решить".

В общем в Мурмилкину учительницу я чуть ли не влюблена сама. Очень надеюсь, что Мурмилка останется в ее классе и в следующем году (и что, может быть, найдется способ Мурмилке вообще миновать ту учительницу, у которой был Пухтышкин). Вот, кстати, учительница пришла на выходных на парад только чтоб послушать, как Мурмилка и Пухтышкин играют, потому что слышала от Мурмилки про ее дудочку:



И это ведь все было только про учителей; а еще есть и вся школа как общая концепция, где дети на переменах строят форты, роют тайные (и не очень) ходы и лазают по деревьям и натянутым там самими же детьми веревками; где высококлассная лабораторная и дети делают опыты в этой лабораторной с самых младших классов; где на уроках "труда" даже шестилетки сами пилят настоящими инструментами, и дети изучают инженерный дизайн, при этом получая простор для своей фантазии по части того, что строить; классы составленные по принципу "чтоб всем детям здесь было хорошо", а не по возрасту (из-за чего, например, Мурмилка заметно младше своих одноклассников, что ей очень хорошо подходит); отсутствие программы -- так, чтоб учителя могли посвящать время на то, что интересно детям и на углубленное изучение тем; компьютерное программирование, которое преподается разработчиками компьютерных языков; creativity mornings, где детям доступны очень много разных интересных занятий; учителя, ученики и семьи учеников сплоченные общим подходом к обучению и т.д. и т.п.

Так что тьфу-тьфу-тьфу, и посылайте меня к этой записи в следующий раз, когда я буду бурчать и жаловаться на школу.

[1] Я бы тут привела пример его занятий, но я перестала это делать, потому что каждый раз, когда я пыталась это сделать, кто-то мне указывал, что мол "зачем ему такая математика?" или "в этом возрасте он не это должен делать" (потому что они-то знают, чем он _должен_ заниматься!) или "в этом домашнем задании мало задач такого-то типа" или "да подумаешь, углубленная линейная алгебра / теоретическая тригонометрия/ группы / статистика / трехмерная геометрия с доказательствами -- что там сложного для пятиклассника?" В общем мне неприятны эти попытки пнуть, да еще и не зная, о чем речь, так что просто поверьте мне на слово, что математика у него не только "продвинутая" в смысле "больше и выше", а именно что очень интересная и глубокая и разнообразная -- и, главное, учительница подбирает задачи под него и смотрит, чтоб Пухтышкин и другие действительно понимали темы и сами решали, а не просто "побежали вперед-вперед-вперед" -- я уж не говорю о том, что сама учительница разбирается во всех этих темах, которые обычно если и проходят, то в колледже на кафедре математики, да и то не все и не всегда.

school, parenthood, milestones, articles, gosha, mira

Previous post Next post
Up